А город хочет быть красивым
Тверь, Псков, Новгород, Владимир… Список городов, уникальных своей историей, архитектурой, планировкой, в России огромен. Сохранить неповторимость облика территории, гармонично вписать в нее детали современности – это настоящее искусство. А зачастую едешь по древним русским городам и за рекламными щитами не видишь их лица. Где тут классицизм XVII века, а где сталинский? Со всех сторон тебя манят соблазнительными возможностями дешевых кредитов или диванов. Яркими фантиками мелькают билборды по обочинам. Но какая конфетка скрывается за этими обертками, понять не просто. Докопаться до изюма можно, лишь освободившись от блестящей шелухи. Возможно ли это?
Мнение, что наружная реклама «загрязняет» ландшафт, имеет как своих сторонников, так и противников. Огульно призывать избавляться от растяжек, билбордов, табло и прочего ни к чему, всякая крайность чревата нежелательными последствиями. Тем более что этот вид бизнеса тоже вносит свою лепту в бюджет, и порой довольно ощутимую, к тому же обеспечивает определенную занятость населения. В интересах города, его жителей местные власти должны найти золотую середину, когда реклама будет уживаться с достоинствами городской архитектуры, если не подчеркивая их, то по крайней мере не затмевая.
В разных странах и городах накоплен свой опыт решения этого вопроса. Где-то на наружную рекламу накладывается ряд существенных законодательных ограничений. В отдельных штатах США она вообще запрещена. А если заглянуть, например, в столицу Швеции, поразишься, насколько скромна и лаконична здесь «наружка». Поучиться такой ненавязчивости было бы неплохо.
Но вернемся в Тверь. Время от времени вопрос о правомочности размещения на улицах областной столицы щитов с различными призывами поднимается администрацией города. Вслед за его обсуждением предпринимаются соответствующие меры. Сейчас мы становимся свидетелями того, как часть билбордов постигла участь демонтажа. Эти объекты не имеют соответствующего разрешения (а это, кроме всего прочего, ослабляет местный бюджет). Выявлением нелегитимных рекламных конструкций занимается Управление потребительского рынка Твери. В ходе инспекционных выездов и осмотров территории, а также при рассмотрении жалоб и обращений граждан обнаруживаются незаконные объекты. Как сообщает пресс-служба администрации города, на сегодня в Твери выявлено 242 рекламные конструкции, установленные самовольно, и 907 конструкций, у которых срок действия разрешения истек. Их владельцам выдано более 1000 предписаний о демонтаже. А так как собственники не сочли возможным выполнить это, за дело взялась городская власть. Порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без действующих разрешений, определен постановлением администрации города Твери №812 от 17.7.2014. Администрации районов получили необходимые для этого средства из бюджета Твери, начали заключать контракты с подрядчиками – и работа закипела. С 28 июля процесс начался в Московском районе, 29-го он распространился на Заволжский. Мы взяли комментарий у главы администрации Московского района Виктора Радюка:
– Хранение демонтированных рекламных конструкций организовано на территории МУП «Зеленстрой». Собственники оповещены о демонтаже и месте хранения щитов. Им будет предложено забрать имущество после оплаты всех расходов на снос и транспортировку конструкций. Если же владельцы не сочтут нужным это сделать, то расходы будут возмещены в судебном порядке. Если в целом говорить о рекламе, то она должна быть функциональной, информативной и на месте, а эти щиты ничего, кроме раздражения, не вызывают. Если посмотреть вдоль улицы Вагжанова, то перспективы не видно – только рекламные щиты.
Трудно не согласиться с этим утверждением. Тверитяне, случайные пешеходы, ставшие свидетелями демонтажа, также высказали свою точку зрения.
– Обилие рекламы не только вредит образу города. Если она стоит без разрешения, ее нужно убирать, – сказала Надежда Валь. А Никита Ольхов и Олег Яковлев добавили:
– Нам эта реклама не мешает. Мы, пешеходы, ее не замечаем. Но порядок должен быть во всем.
Ключевое слово – порядок. Действительно, разработка схемы размещения рекламных конструкций должна проводиться централизованно и взвешенно. Владельцы рекламных щитов проигнорировали требование убрать свои конструкции, так как срок разрешения им не был продлен. Возможно, с их стороны не было бы такого противодействия, если бы общественности, предпринимательскому сообществу было известно об изменившейся стратегии, новой идеологии размещения наружной рекламы. Освободить наши улицы от утомительных излишеств, показать их красоту – дело благое. И те же представители рекламного бизнеса, являющиеся жителями города, должны это понять и принять. Пусть Тверь выступит из-за рекламных щитов. А продуманная схема поможет закрепить это достижение и найти компромисс, чтобы помочь тверским предпринимателям.
Татьяна ИВАНЧЕНКО