Железный ветеран. 45 лет назад в Тверь вернулся воевавший под Ленинградом паровоз

Железный ветеран. 45 лет назад в Тверь вернулся воевавший под Ленинградом паровоз
Железный ветеран. 45 лет назад в Тверь вернулся воевавший под Ленинградом паровоз
Фото: vedtver.ru

В мокрый и дождливый день 15 декабря 1972 года на станцию Калинин прибыл паровоз.

https://vedtver.ru/news/94672

Встреча его состоялась так, как встречали ветеранов войны и труда: с митингом и оркестром.

Митинг, как можно судить по фотографии из «Калининской правды», проходил в воротах депо, где и стоял украшенный кумачовыми лентами и транспарантами главный герой дня. Прибыло партийное начальство железнодорожного узла, руководство депо и многочисленные ветераны. Прибыли и пионеры, очень растрогавшие пожилых «паровозников» – и молодежь, значит, помнит подвиг героев. С паровоза как с импровизированной трибуны звучали торжественные речи: от секретаря парткома железнодорожного узла В.И. Минина, председателя первичной ячейки (такие были тогда!)  Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) А.Д. Яковлева и ветеранов. Для того времени событие не было чем-­то чрезвычайным. Да и ветеранов тогда было много, удивить кого-­то этим было трудно. Необычным было другое: в тот день именно этот паровоз вернулся домой.

Но уже не будем томить читателей дальнейшей интригой. В тот день сорок пять лет назад в Тверь вернулся паровоз, который и теперь стоит на станции Тверь на постаменте (правда, теперь далеко не в том состоянии, в котором он в 1972 году находился).

Этот «Эм 725­39» относился к многочисленному семейству грузовых паровозов серии «Э», разработанной и выпускавшейся еще до революции и имевшей многочисленные модификации: «усиленный», «модернизированный», «реконструированный» и другие. Конкретно этот паровоз увидел свет в 1933 году на брянском машиностроительном заводе «Красный Профинтерн». После рождения он был приписан к депо «Калинин», водил грузовые составы по главному ходу Октябрьской железной дороги между Москвой и Ленинградом.

Когда началась война, железнодорожное хозяйство страны было реорганизовано. Тяжелые и сравнительно более хлопотные в эксплуатации паровозы были отправлены в тыл, на Урал и в Сибирь, а для фронтовых перевозок, наоборот, оставлены более легкие паровозы старых серий, зарекомендовавшие себя как надежные машины. К таким относились паровозы серий «Э», «Су», «Ов» и немногих других. Из таких паровозов формировались паровозные колонны особого резерва наркомата путей сообщения. Их обслуживали прикрепленные к колоннам машинисты и ремонтники, которые фактически находились на военной службе: в любую минуту они должны были быть готовыми выполнить приказ доставить военные грузы к фронту, вывезти ценное имущество, эвакуировать людей. К каждому паровозу была прикреплена своя бригада, которая знала свою машину и чувствовала ее буквально как собственное тело. Это было чрезвычайно важно, потому что работать нужно было в условиях, мало отличавшихся от тех, в которых находились солдаты в окопах.

Несмотря на то что станция Калинин была сильно разрушена во время боев за город в декабре 1941 года и восстановление ее стало делом, потребовавшим настоящего героизма железнодорожников, как оказалось, военная служба тверских машинистов еще только начиналась. Самая славная и страшная ее страница была впереди.

Ленинград был, как известно, отрезан от «Большой земли» с сентября 1941 года кольцом блокады, в котором лишь в январе 1943 года было пробито небольшое окошко, скажем даже, форточка, слишком узкая, простреливаемая противником на всю глубину. Еще до того, как она была пробита, были начаты работы по подготовке прокладки железной дороги по освобожденной территории. 22 января 1943 года началось и 6 февраля в рекордные сроки завершилось строительство железной дороги в осажденный Ленинград. Приказом начальника Октябрьской железной дороги № 133 от 1 марта1943 года была сформирована колонна № 48 для работы на этой дороге (хотя фактически формирование ее началось еще за день до прорыва блокады, 17 января 1943 года). По узкому (шириной местами не более 5 километров) одиннадцатикилометровому коридору в город пошли военные эшелоны. Дорога получила красноречивые названия: «дорога победы» и «коридор смерти».

Паровозная колонна особого резерва № 48 была сформирована из паровозов серии «Э» (всего 30 штук), работавших на Октябрьской железной дороге. Значительная часть личного состава, собственно «паровозники», то есть машинисты, помощники, кочегары, были взяты как раз с Калининского железнодорожного узла. В эту колонну вошел и паровоз серии «Эм 725­39», тот самый, который сейчас стоит в Твери на пьедестале. К машине была прикреплена бригада в составе машинистов И.И. Алексеева и И.А. Громова и их помощников.

Что такое была эта служба, можно прочесть в книге Н. Конарева «Железнодорожники в Великой Отечественной войне».

«Вот один лишь день 18 июня 1943 года. Машинисты Кульбицкий и Алексеев, помощники Алехин и Яшкин, кочегары Слугин и Федоров, поездной вагонный мастер Попов провели в обе стороны поезда под непрерывным артиллерийским обстрелом».

Наша бригада считалась, можно сказать, везучей. Другим в тот день повезло меньше:

«Поезд № 927 подвергся бомбардировке. Часть состава разбита. Ранен помощник машиниста Павлов. Паровоз «Эм 718­30» подвергся обстрелу и получил повреждения. Путь засыпало землей. Исправила и расчистила путь сама бригада под непрекращающимся обстрелом. Поезд выведен невредимым. Позже во время налета сгорел турный вагон. Ранены члены бригады Баранов, Амосов и Клементьева. Но Амосов нашел в себе силы довести поезд до места назначения… Снарядом пробило паропроводную трубу паровоза «Эм 717­85». Загорелись вагоны. Тушили пожар и выводили горящий состав работники поездных бригад Голубев, Комаров, Альберт, Дорогунин, Буянов, Смирнов, Воронов. От зажигательного снаряда загорелся турный вагон у паровоза № 5458. Погиб поездной вагонный мастер Рыжков, ранены помощник машиниста Алексеев и проводник Кущелина…»

В 1943 году колонна провела более 6 тысяч поездов и доставила в Ленинград 4 миллиона тонн грузов, в том числе 630 тысяч тонн продовольствия. Это в три раза больше, чем ледовая «Дорога жизни». Потери были тяжелые – пишут даже, что каждый третий, но, видимо, включая и раненых –  железнодорожник из состава колонны.

В 1972 году немалая часть выживших героев­-машинистов еще была в строю и могла принять участие в митинге. Они поделились воспоминаниями. Стоит привести отрывок из статьи Г. Шеманского:

«Нелегкой была боевая вахта калининских паровозных бригад. Нередко машинистам И.И. Алексееву, И.А. Громову с помощниками Г.Д. Алехиным, Н. Яшкиным и кочегаром Н. Федоровым приходилось вести эшелоны по огненному коридору. Однажды – это было как раз в белые ночи – И.И. Алексеев вел состав от Шлиссельбурга. И вдруг на перегоне у станции Жигарево он увидел впереди эшелон, подвергшийся арт­обстрелу. Бригада, не выдержав плотного массированного огня, покинула паровоз. Положение создалось тяжелое. Впереди путь закрыт, а сзади, с интервалом в пять минут идут очередные поезда… Иван Иванович принял смелое, невероятное по тем временам решение – толкать своим паровозом впереди идущий состав – и успешно вывел из-­под обстрела сразу два эшелона…».

Ну а что же паровоз «Эм 725­39»? Он выжил в военном аду, вместе со своей бригадой, показавшей высочайшее мужество и мастерство. Но после войны паровоз на долгое время остался в Ленинградской области, был приписан к депо Хвойная (в то время как бригада вернулась в Калинин). В 1972 году было принято решение вернуть в Калинин и паровоз. Причем не на пьедестал! На пьедестал, если это можно так назвать, паровоз поставили только в 1983 году. До этого ветеран еще поработал в качестве маневрового. Излишне говорить, что почетным машинистом паровоза был назначен живший тогда в Калинине И.И. Алексеев.

…На пьедестале этот паровоз, надо сказать, чувствует себя неважно. Он покрашен снаружи и выглядит сносно, но как­-то остается на задворках и современной жизни, да и туристам подойти к нему нелегко, если они не идут к нему специально. Его «коллега» – памятник-­паровоз в Бологое стоит рядом с вокзалом, всем известен и находится в куда лучшем виде. А наш тверской, столь геройский локомотив?

 

Кстати, тема «шлиссельбургского коридора» последнее время привлекает внимание и историков, и… кинематографистов. На собираемые всем миром средства снимается фильм «Коридор бессмертия» о героях­-железнодорожниках 48-­й колонны. Когда он выйдет на экраны, неплохо бы вспомнить, что реальные герои 48-­й колонны – наши земляки. И реальный ветеран тех лет – хорошо известный, но как­то неприлично мало посещаемый тверской паровоз­-памятник.

Павел ИВАНОВ

Читайте последние новости Твери в соц. сетях:

 
По теме
В Твери на площади Капошвара в ДТП пострадала женщина Ольга ТРОФИМОВА В ДТП пострадала женщина-пассажирка Фото: отдел ГИБДД УМВД России по г. Твери ДТП произошло на проспекте Чайковского у дома №9 в Твери (площадь Капошвара).
Фото: ГИБДД Днем в городе Тверь на проспекте Чайковского произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие, в котором столкнулись три автомобиля.
Одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации является массовое распространение наркомании, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ.
Фото: Леонид Смирнов/РИА Верхневолжье Сотрудники уголовного розыска МО МВД России «Нелидовский» совместно с оленинскими оперативниками установили личность молодого человека, который причастен к мошенничеству.
25 марта 2024 года Калининским районным судом Тверской области  вынесено постановление о признании гражданина виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.
В Твери иномарка сбила 23-летнюю девушку - ГТРК Пострадавшая с тяжёлыми травмами была госпитализирована в медучреждение. Авария произошла на улице Советской рядом с Тверским краеведческим музеем днём 27 марта.
ГТРК
IMG 7619 - Газета Авангард 22 марта в зале совещаний администрации округа состоялось внеочередное заседание Думы Западнодвинского муниципального округа.
Газета Авангард
Новости Твери, 26 марта. — Она уже сдавливала внутренние органы. Фото: ГКБ №6, Тверь; pxhere.com Хирурги ГБУЗ ГКБ №6 в Твери удалили у пациентки 30-сантиметровую доброкачественную опухоль (липому).
Афанасий-биржа
«Добро пожаловать в библиотеку» - Андреапольская ЦБС    В рамках Недели детской книги на обзорной экскурсии в детской модельной библиотеке побывали ученики Бологовской школы.
Андреапольская ЦБС