"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира

"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
"Король Лир" в тверском ТЮЗе: смелый взгляд на Шекспира
Фото: www.s.inform69.ru

Какими мы привыкли видеть пьесы Шекспира? Средневековые костюмы, пафосные речи, длинные монологи в стихах, рыдающая публика… да, да, но это не главные вещи, не определяющие. Шекспир – это в первую очередь трагедии общечеловеческого масштаба, многогранные герои - живые, полные человеческих противоречий, торжество неизбежного рока (берём мы, конечно, тот период творчества, когда писались самые известные трагедии).

Шекспир основывал свои произведения на театральных традициях, но не следовал им во всём. Под его пером традиционные сюжеты приобретали совсем новый вид. Теперь мы видем тот же подход в отношении его творений. Расскажу более подробно о новом тверском видении величайшего драматурга. 

"Короля Лира" поставил в Твери ТЮЗ - решил расти вместе со своими зрителями. Сразу скажу, пьеса в таком виде понравится не всем, не все её поймут и примут. Она не подойдёт для любителей классики и консервативного театра. Но молодые люди, а также те, чей ум ещё не закостенел, получат большое удовольствие от просмотра. А теперь объясню свою позицию.

Если бы Шекспир жил в наше время, или Преемственность в драматургии

Костюмы, декорации и поведение героев явно подбирались не под Британию IX века. Предположу, что действие было перенесено в XX век, место действия то же: на сёстрах лёгкие атласные платья, у Лира - модернистского вида корона, сам он в удлинённом деловом костюме, комнатные светильники вместо свечей - и в помещениях, и на улице, а на военных - шинели. Вероятно, это было сделано для более простого понимания молодыми зрителями, да и персонажи, в самом деле, вышли более фактурными с новыми образами. Если в эпоху Возрождения средневековые герои "Короля Лира" были узнаваемы, то для нас понятней, очевидно, прошлый век. Так действовал и Шекспир - давал зрителям то, что модно и понятно, так работает и Наталья Лапина.

Отличная находка - харизматичный гитарист, периодически появляющийся на первом плане и гармонично дополняющий шута, да ещё и ко второй части он меняет акустику на электро-гитару. Следует напомнить, что черты трагикомедии присутствуют во многих шекспировских пьесах, поэтому забавная находка вполне соответствует канонам.

Проникновенная атмосфера

Эта холодная ночь превратит нас всех в шутов и сумасшедших.

Шут

Атмосферность в постановке создана на "ура". И музыка, и свет, и дым-машина - всё хорошо. А со стеной после первой сцены происходит просто фантастическая метаморфоза, даже сложно представить, как это устроено (говорить конкретней не буду - увидите сами). Рисунки на этой стене также заслуживают внимания (видно и по фотографиям). Во втором акте появляется нечто, ещё круче стены (по секрету сказать, моя подруга охарактеризовала сие, как "большущий пакетик"). В общем, сходите и удивитесь.

Традиционная мораль и кое-что ещё

Те смыслы, что даны в шекспировском "Короле Лире", не тронуты. Но не только они присутствуют в постановке.

Признаться, меня удивило, как мораль, которая не упоминается в тексте оригинальной пьесы, передаётся через образы негативных персонажей – это то, что бы бросилось в первую очередь знатокам Шекспира. Две нерадивые сёстры показывают во всей красе наркоманию, пьянство и разврат (стоит сходить даже просто ради того, чтобы на это посмотреть - очень, очень красочно, особенно в исполнении Дарьи Астафьевой). Эдмонд, неожиданно, представлен в образе клирика (в костюме с колораткой). Нет, во времена Шекспира это было бы просто невозможно увидеть. Да и в прошлом веке ещё с уважением относились к культуре. Взять, к примеру, фильм по «Королю Лиру» 1970 года – церковь здесь показана в благородном свете, а снималось, между прочим, в СССР. Впрочем, дело касается не нашей национальной культуры, поэтому разъярённых фанатиков ТЮЗ на себя не натравит. Только ленивый русский философ не порицал католичество, с пониманием отнесёмся и к нашей постановке. Как я уже говорила, не все поймут этот спектакль.

Чуть-чуть минусов

Конечно, недостатки есть. И моя рецензия не была бы объективной, если бы я о них не сказала. 

Правду всегда гонят из дому, как сторожевую собаку, а лесть лежит в комнате и воняет, как левретка.

Шут

О настольных лампах вместо фонарей и свечей я уже говорила - вряд ли это могло случиться из-за недостатка реквизита (судя, например, по количеству сапог в одной из сцен). Кента играет девушка (простите, не знаю имени актрисы) - играет очень хорошо, но в этой роли, всё же, привычней наблюдать сурового мужчину, эдакого вассала, преданного своему сюзерену. Его хочется видеть не крикливым английским джентльменом в очках, а серьёзным воином. Ещё одна находка - чёрный крест поверх действа - в некоторых местах закрывает обзор. Благо, это длится недолго, а сам крест, стоит признать, ярко подчёркивает всю драму происходящего, создавая тревожность от нависшей над героями смерти, буквально материализованной в этом кресте.

Ленты, оставляемые Эдмондом, прочитываются с трудом. Хотелось бы, чтобы эта деталь была более очевидной. Возможно, было бы выгодней из лент складывать паутину, или в конце обвить ими путы Эдмонда. В общем, хочется логичного завершения данной цепочки, но никакого завершения многообещающей детали я не увидела.

Несомненные достоинства

Одним из самых важных пунктов, по которому можно определять удачность постановки "Короля Лира", можно считать то, как режиссёр выкрутится из последней сцены. Опишем этот момент как "вынос тела", чтобы не испортить впечатление не читавшим, а знающие поняли. За этот момент, не очень-то правдоподобный, но крайне эмоциональный, критиковали оригинал. И, о да, получилось! Я ждала его с содраганием сердца, и была приятно удивлена.

Отдельно отмечу переходы между сценами - спасибо за них балетмейстеру Маргарите Красных. Герои своими действиями буквально вторят музыке.

Стоит ли сходить?

Стоит, стоит! Если, конечно, вы не любитель академизма - надеюсь, вы это уже поняли. Постановка найдёт своего зрителя в любом случае, столь смелый шаг не может остаться незамеченным. Если моё мнение поможет вам определиться - буду очень рада.

Любовью я богаче, чем словами.

Корделия

Обращаю ваше внимание, что билеты на месяц вперёд уже распроданы. Жаждущим зрелища следует поторопиться. 

 
По теме
В Твери сгорела баня - ТИА 28 марта утром, около 11:30 поступило сообщение о возгорании в бане на территории частного домовладения на улице Эрнста Тельмана.
ТИА
Гастроэнтенторология.jpg - ТГМУ 27 марта 2024 года в Тверском государственном медицинском университете в онлайн-формате состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Чернинские чтения: актуальные вопросы практической гастроэнтерологии».
ТГМУ
Общество Михаила Тверского отметило 30-летие - Газета Вся Тверь 28 марта в областной библиотеке им. Горького состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию начала деятельности общественной организации «Общество князя Тверского и Великого князя Всея Руси Михаила Ярославича».
Газета Вся Тверь