День кукольника отмечали во всем мире 21 марта. В этот день мы решили поближе познакомиться с Тверским Театром кукол и рассказать, что остается за рамками спектаклей.
Театр кукол удивляет с самого начала. После того как зрители сдают одежду в гардероб, они сразу же проходят на второй этаж, где и располагается зрительный зал. Уже на лестнице слышатся громкие звуки – щебетанье птиц. Первая мысль, которая возникает в голове: «Запись или живые птицы?». Ответ на этот вопрос вы получаете почти сразу же – прямо перед лестницей находятся огромные клетки для птиц, которые оформлены в виде сказочных домиков. Под ними располагаются и аквариумы, где плавают рыбки самых разных цветов и размеров.
Перед спектаклем все желающие могут немного ознакомиться с историей театра и посмотреть на куклы, которым исполнилось более 50 лет.
Тверской театр кукол начал свою историю в годы Великой отечественной войны. Тогда Конан Шорохов и Николай Лукьянов вместе со своими единомышленниками начали свою работу на фронте. С кукольными спектаклями для взрослых они ездили в госпитали, в военные части, для того чтобы отвлечь людей от суровой действительности.
После войны театр продолжил свою деятельность, в его репертуаре появились и представления для детей. Однако своего помещения у актеров все еще не было. Спектакли играли в школах, пионерских лагерях и Домах культуры. В 1950 году главным режиссером и художественным руководителем театра станл Александр Ильвовский, но лишь к 1975 году ему удалось добиться отдельного здания для театра.
Руководитель литературно-драматургической части Алина Силаева рассказала, что здание построено по особой конструкции: «Театр можно сравнить с коробочкой в коробочке: есть большое помещение, внутри которого располагается зрительный зал. В коридоре мы можем прекрасно слышать, что происходит на сцене, но как бы громко мы не кричали здесь, зрителям слышно не будет».
В коридорах находятся и стенды, которые рассказывают о спектаклях прошлых лет. Так, здесь представлены куклы из спектаклей «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», которые играли в начале 1970-х годов.
Одна из самых старых кукол – Мигуевна. Спектакль с ее участием назывался «Пестрые рассказы» и предназначался для взрослой публики. Он был сыгран в 1960 году.
Вообще, на подготовку одного кукольного спектакля требуется не менее 3 месяцев. Например, сейчас в театре уже готовятся к новогодним представлениям 2018-2019 года.
Первоначально идея спектакля обсуждается режиссером и художником-постановщиком. Последний создает эскизы, которые будут представлены на художественном совете. На нем обычно и происходит презентация, обсуждение и дополнение идеи. Затем следует технический совет, где собираются работники каждого цеха. Вместе с художником-постановщиком они разбирают эскизы, совещаются по поводу материалов и деталей спектакля. После у актеров начинается читка по ролям. Когда куклы будут готовы, они приступят к полноценным репетициям.
Чтобы осуществить задумку режиссера, изготовить кукол и декорации в театре работает пять цехов: столярный, конструкторский, бутафорский, швейный и гримерно-постижерный. В столярном цехе создают деревянные декорации к спектаклю, здесь же их чинят, а в случае чего и переделывают.
Конструкторы в театре тоже занимаются созданием декораций, правда не из дерева. Во время нашего посещение мастера работали с проволочными каркасами.
Здесь же создается и скелет куклы – гапит, но главная задача конструкторов сделать этот скелет подвижным: соединить части тела на своеобразных шарнирах, чтобы оживить персонажа, а глаза и рот должны открываться и закрываться. После куклу обшивают поролоном и отправляют в швейный цех, где ей мастерят костюм.
Дальше ее ждет гримерно-постижерный цех, где ей сделают прическу. Волосы кукле делают обычно из каната, который окрашивают в самые разные цвета.
Можно предположить, что здесь же разрисовывают и лицо персонажа, но это не так. На подобные действия имеет право лишь художник-постановщик и делает он это в самую последнюю очередь. В бутафорском цехе тем временем идет работа над деталями декораций: им придают фактуру и нужный цвет.
После такой экскурсии понимаешь, что создание кукольного спектакля – это всегда большой труд нескольких десятков людей.
На сдачу спектакля приходят все работники театра, после просмотра проходит обсуждение постановки. Не всегда все бывает идеально, иногда нужно вносить доработки и небольшие изменения. Только после этого в театре пройдет премьера.
Сейчас в репертуаре Тверского театра кукол только детские спектакли, но это не значит, что взрослым туда вход закрыт. «У нас представления для детей, но есть такие, где поразиться и взрослый человек, — говорит заведующий конструкторским цехом Александр Филлипов. — Например, в спектакле «Тайна старого фонаря» из-за сочетания проекции с куклами возникает ощущение просмотра мультфильма».
Большинство из нас бывает в кукольном театре только в детстве, вместе с одноклассниками или родителями. Однако в более старшем возрасте мы можем совсем по-другому воспринимать те истории, которые здесь рассказывают. Возможно, нам стоит чаще обращаться к такому виду искусства, тем более, что Тверской театр кукол всегда рад гостям.
Фото: Евгения Вепрева шаблоны для dle 11.2 Евгения Вепрева
Источник: Тверь FM
23.03.2018 17:52