Наедине со зрителем. Режиссёру Тверского драмтеатра Валерию Персикову исполнилось 70 лет

Наедине со зрителем. Режиссёру Тверского драмтеатра Валерию Персикову исполнилось 70 лет
Наедине со зрителем. Режиссёру Тверского драмтеатра Валерию Персикову исполнилось 70 лет
Фото: vedtver.ru

У тверского театрала сложился стереотип: спектакль Валерия Персикова – обязательно эксперимент

https://vedtver.ru/news/93402

У тверского театрала сложился стереотип: спектакль Валерия Персикова – обязательно эксперимент. Валерий Персиков скептически относится к этому суждению. Режиссер отмечает, что за 35 лет работы в Тверском театре драмы фактически единственная по­-настоящему экспериментальная вещь из 35 постановок – написанная в духе немецкого экспрессионизма «Мещанская свадьба» Бертольда Брехта.

Мы поговорили с недавним юбиляром (творческому деятелю стукнуло 70 лет) о становлении в профессии, интересных совпадениях и работе в Германии.

Наш собеседник умеет удивлять. Ответ на первый же вопрос оказался из разряда «никогда бы не подумали…».

– У вас есть любимый драматург?

– Чехов. В Твери его практически никогда не ставил. В университете глубоко занимался поэтикой его произведений, писал на эту тему диплом. Общался даже с чеховедами Александром и Мариэттой Чудаковыми.

У нас в городе в ангажементе «Предложение» работал над комической оперой Сергея Никитина по пьесе А.П. Чехова – «А чой­-то ты во фраке?» (1993) – но это скорее размышления по мотивам, с замечательными текстами поэта Дмитрия Сухарева.

А так – был и «Дядя Ваня» в Мичуринске (шел 10 лет), и «Вишневый сад», и «Лебединая песня», «Дама с собачкой» – в Германии. Кстати, немецкая «Дама с собачкой» связала два чеховских музея: Мелихово с Баденвайлером.

– Ваше творческое кредо?

– Театр перевоплощения. Не привношу что­-то свое в пьесу, а пытаюсь разгадать замысел драматурга, понять ход его мыслей. Будто беседую с ним. Всегда стремлюсь, чтобы в постановках был образ автора. Часто – материализованный. Так, в «Ревизоре» один из персонажей похож на Гоголя. Он чуть дистанцируется и проводит зрителей через всю историю в образе уездного лекаря Христиана Ивановича Гибнера.

Недавняя премьера «Кабала святош» автобиографична. В фигуре Мольера­-персонажа  много от самого Булгакова. Как и любой художник, он не был свободен – его поступки зачастую определялись высшим замыслом.

Почему у нас в конце действия такие пассажи с «Мастером и Маргаритой»? Благодаря таланту писатель проследил в «Кабале» свою дальнейшую судьбу. Потому что и в реальной жизни, когда показ вещи запретили, Михаил Афанасьевич сел работать над своим opus magnum. Дописал и умер.

– Вам всегда хотелось так транслировать чьи­-то идеи? Не думали сами выйти на сцену?

– Все--таки интереснее наблюдать, как разворачивается действие перед глазами на сцене, а не пропускать все через себя.

Я учился в саратовском университете на мехмате, один из моих приятелей увлекался самодеятельностью, позвал меня на репетицию. Загулял худрук коллектива, профессиональный актер. Я оценил со стороны проделанную работу, начал сотрудничать, а  когда вышел их руководитель, он передал мне бразды правления. Не имея опыта, сразу стал других учить (смеется). Но подошел к этому основательно: перед тем, как поступить, перечитал гору литературы, в том числе Г.А. Товстоногова о профессии режиссера, напрашивался на репетиции в саратовский ТЮЗ.

Попал в ГИТИС на курс великого Ю.А. Завадского – он уже уходил из жизни, но мне посчастливилось поработать с ним. К сожалению, мастер умер – наш курс стал для него последним. Конкурс был 300 человек на место. Это лотерея, повезло – значит, повезло. Первый экзамен у нас был актерское мастерство, тяжело, навыков нет, но я проскочил.

Завадский занимался с нами по несколько раз в неделю. Юрий Александрович даже домой по одному вызывал – у него было и рабочее место обустроено: бумага, карандаши и т.д. Для меня, молодого человека из Саратова, все это было в диковинку.

Когда на одном из этюдов Завадский коснулся моей руки – было ощущение, что Станиславский вместе с Вахтанговым дотронулись – такая энергетика. Юрий Александрович был любимым артистом у Станиславского и любимым учеником Вахтангова.

– Если бы не стали режиссером, чем бы вы занимались?

– За короткое время успел опробовать много профессий. Поступая в вуз, имел хорошие знания по математике и привилегии за участие в олимпиадах разного уровня. Мне нравилась эта дисциплина, я ни о чем другом не думал. При этом параллельно на довольно серьезном уровне играл в футбол в команде первой союзной лиги. Мне удалось и руками на заводе поработать, затем перешел в конструкторское бюро этого предприятия.

Когда занялся театром – репетиции были в темное время суток. В вузе не перевели на заочное, вместо этого – записали на вечернее. Не получилось сменить мехмат на филфак – поступал заново.

Нужно было как-­то занимать свободное время, и я пошел подрабатывать на производство транзисторов. Главой КБ был известный конструктор Илья Зацман, который потом уехал в США. Как раз в то время контора получила золотую медаль в Лейпциге, разработчикам линии и главному инженеру вручили госпремию.

– Как вы относитесь к критике?

– Больше всего удивляюсь, если прочитывают замысел. Раньше это было умение каждого театрального критика – отобразить то, что увидел, а потом трактовать. Сейчас – сразу интерпретация.

Помню, как в начале 1980­-х в тверской театр приехал одиозный работник газеты «Правда». Он посмотрел «Наедине со всеми» А.И. Гельмана. И рассказал один к одному – что я вкладывал. Небольшую заметку в газету написал – правда, на первой полосе. Кстати, журналист сказал, что он понял саму пьесу, именно посмотрев постановку.

Помню, были и другие партийные критики. Они разносили меня в пух и прах, а я был в восторге. Потому что они-­то меня за идеологию чихвостили, а я видел, что они очень точно, тщательно, внимательно «прочитывают» – что я сделал.

– Валерий Александрович, расскажите подробнее о вашей работе в Германии.

– Родился я в ссылке – помню приемник, а мы с отцом слушаем «Немецкую волну» из Кельна. Учил немецкий, как и все – непонятно зачем, в вузе, освоил уже во время режиссуры.

В 1989 году впервые удалось выехать за границу, отправился на поезде в немецкий Ганновер. Атмосфера Европы с огнями фонарей, дружелюбными лицами и обилие впечатлений очаровали. Первый раз пришлось работать, общаясь через переводчика, но потом знание языка помогло перейти на новый уровень.

Сейчас там много друзей, знакомых, а у одной пары я свободно могу останавливаться. Они предприниматели средней руки и выделили на третьем этаже своего дома комнату. Два года не был – приехал, а там даже книжка, которую я читал, на том же месте. Вот так заботятся о чужом личном пространстве.

– Вы жалеете о чем­-то, что не удалось реализовать?

– Заболел какой-­то пьесой, а поставить не могу и буду страдать от этого? Нет. Хотя есть то, над чем размышляешь, но потом оставляешь. По разным причинам. Но я не жалуюсь. Все, что хочу и могу, – воплощаю.

Разговаривая с Валерием Александровичем, не могу поверить, что передо мной человек, которому минул седьмой десяток. Он шутит, активно жестикулирует, отмахивается от серьезного с улыбкой и приемами тонкой самоиронии (на вопрос – с кем вы себя ассоциируете из героев поставленных вами пьес, – с Семёном Пантелеевичем Епиходовым из «Вишневого сада»). И вообще руководствуется цитатой из Григория Горина: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Умное лицо – это еще не признак ума, господа».

Степан КАМЕНЕВ

Фото Анастасии ЧИСТЯКОВОЙ

Читайте последние новости Твери в соц. сетях:

 
По теме
20 апреля наступит долгожданное событие – Ежегодная всероссийская акция «Библионочь»!
Фото: Правительство Тверской области 28 марта на заседании Правительства Тверской области , которое провёл Губернатор Игорь Руденя, выделены средства на поддержку сельских учреждений культуры и их работников,
28 марта на заседании Правительства Тверской области, которое провёл Губернатор Игорь Руденя, выделены средства на поддержку сельских учреждений культуры и их работников,
В Твери сгорела баня - ТИА 28 марта утром, около 11:30 поступило сообщение о возгорании в бане на территории частного домовладения на улице Эрнста Тельмана.
ТИА
Гастроэнтенторология.jpg - ТГМУ 27 марта 2024 года в Тверском государственном медицинском университете в онлайн-формате состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Чернинские чтения: актуальные вопросы практической гастроэнтерологии».
ТГМУ
В Тверском институте (филиале) АНО ВО МГЭУ состоялся цикл бесед со студентами и сотрудниками о мерах профилактики COVID-19 - Тверской филиал МГЭУ  Заведующий медицинским кабинетом Ольга Владимировна Немирова провела беседы со студентами и сотрудниками по актуализации знаний о причинах возникновения заболевания, основных и редких симптомах,
Тверской филиал МГЭУ
Общество Михаила Тверского отметило 30-летие - Газета Вся Тверь 28 марта в областной библиотеке им. Горького состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию начала деятельности общественной организации «Общество князя Тверского и Великого князя Всея Руси Михаила Ярославича».
Газета Вся Тверь