О небесных защитниках Твери рассказали языком графики и поэзии

Фото: tverlife.ru
Житие Михаила Тверского сразу же после своего создания, а написано оно было скорее всего вскоре после похорон князя, в конце 1319 — начале 1320 годов, стало пользоваться на Руси большой популярностью и сохранилось в большом количестве списков. Оно неоднократно перерабатывалось, создавались его новые редакции, в том числе и в составе летописей. Житие Анны Кашинской имеет сложную судьбу, но внимание к нему всегда было пристальным и заинтересованным – самая фигура святой, ее духовный подвиг приковывали и до сих пор приковывают внимание верующих.

От века двадцать первого в четырнадцатый век

Самый достоверный источник

В этом году мы отмечаем 700-летие со дня подвига князя Михаила и 650-летие со дня преставления княгини Анны. Эти две даты дали мощный толчок для новейшего осмысления роли Михаила Тверского и Анны Кашинской в русской и тверской истории. Причем занимаются этим не только профессиональные исследователи, но и художники и поэты, по-своему, но также исторически точно интерпретирующие события семисотлетней давности. Апеллируют они прежде всего к уже упомянутым житиям святых – одному из самых главных источников, в достоверности которого нельзя сомневаться.

На этой неделе в Тверском городском музейно-выставочном центре был представлен уникальный литературно-графический проект «Михаил Тверской и Анна Кашинская – небесные покровители и заступники тверской земли», авторами которого выступили заслуженный художник России, ведущий график Тверского отделения Союза художников России Людмила Юга и поэт, член Союза писателей России Владимир Крусс. Сразу скажем, такого мощного отклика на отмечаемые в этом году важные даты, пожалуй, еще не было.

«Тверская Жизнь» уже рассказывала о том, что Людмила Юга к своему юбилею создала два цикла иллюстраций к «Житию Михаила Тверского» и «Житию Анны Кашинской», которые были в свое время переведены с древнерусского языка и прокомментированы известным исследователем тверской книжности Владимиром Исаковым.

– Раньше рукописные книги всегда иллюстрировали картинками, в каждой из которых древнерусские художники отражали несколько тем. Так, народ, даже неграмотный, разглядывая миниатюры, понимал, о чем идет речь, – рассказывает Людмила Юга.

Впервые с огромной темой «Михаил Тверской» она соприкоснулась в 1996 году во время работы над иллюстрациями к книге Андрея Чернышова «Очерки по истории Тверского княжества XIII–XV вв.», вернулась к ней при оформлении книги Георгия Пономарева «Отечестволюбец Михаил Тверской» и серии работ, посвященных тверским святым. Они сейчас демонстрируются на выставке «Юга. Ученики. Мы вместе вновь», и им отведен отдельный зал.

Каждый графический лист – иллюстрация к отдельным эпизодам житий, причем зритель может непросто разглядеть сложную архитектонику работ, но и прочитать тот фрагмент жизнеописания святых, который вдохновил художника. Многосюжетные художественные композиции, которым отдавали предпочтение древнерусские мастера, начинают играть в сочетании с литературным текстом особыми красками. Слова, написанные сотни лет назад, оживают благодаря акварелям, и трагические события, запечатленные на них, кажется, происходят уже не в прошлом, а разворачиваются в настоящем. По крайней мере, именно такое мнение высказывали зрители, видевшие эти работы.

Людмила Юга в создании цикла шла от традиций древнерусской книжной иллюстрации, и в каждом листе, входящем в обе серии, чувствуется не только ориентация на старых мастеров, но и переосмысление их опыта на современном этапе развития книжной графики. Это одна из лучших серий художника, созданных в последнее время прежде всего потому, что они – заново созданная иконография святых.

Метафизическая плоскость

Владимира Крусса образ Михаила Тверского привлек лет двадцать назад. В 1999 году в сборнике «Золото» он напечатал поэму «Апология Михаила, князя Тверского, и Юрия, князя Московского», которая особняком стоит в его творчестве. Поэт в ней ищет ответ на вопрос, возможно ли восхваление (апология) антиподов – Михаила Тверского, казненной ханом Узбеком невинной жертвы, и Юрия Московского, предателя и расчетливого властолюбца, подло оклеветавшего своего соперника на великое княжение, – но не дает его. Литературный критик Александр Бойников отмечает, что «отступая от повествовательной фактологии, поэт стремится постичь конкретные исторические обстоятельства как некую философскую данность, найти нравственно-социальное объяснение поступкам обоих князей-правителей»:

– Смещением пространственно-временных координат он переводит действие в метафизическую плоскость. Души Михаила и Юрия встречаются через семь столетий, чтобы вместе и вновь, перебирая, словно четки, вехи прошедшего, сойтись в бесконечном философском поединке о праве на неправедность ради государственного блага. Этот непримиримо-острый спор накрепко связал в один узел антагонизмы самой Истории: заботу о державе и насильственное убийство соперника, субъективно осознаваемую оправданность цели и объективную неправедность средств ее достижения.

К проекту «Михаил Тверской и Анна Кашинская – небесные покровители и заступники тверской земли» Владимир Крусс написал поэтические тексты, которые стали продолжением графического текста Людмилы Юга. Каково отношение поэта к описываемым историческим фактам? Сам он признается:

– Я воспринимаю их как эпохальные, но не до конца осмысленные события, которые связаны с духовной и военно-политической трагедией на тверской земле. Уверен, что, если бы не эти события и то, как они разрешились, российская история имела бы иное направление – не было бы Смуты, Ипатьевского дома, в Твери не убили бы двух губернаторов…

То, что происходило в XIV веке, не имеет больше духовной альтернативы – такого примера единения между народом и князьями я не знаю. После Михаила Тверского политическая история Твери заканчивается, и этим, возможно, объясняется «проездность» города, занявшего впоследствии место между двух столиц. Такое положение дел было предопределено, кажется, уже в XIV веке. Но, с другой стороны, это особая миссия Твери, и обращение к образам Михаила Тверского и Анны Кашинской поможет понять ее метафизический смысл.

Синтез искусств

…Читали два поэтических цикла Александр Бойников – о Михаиле Тверском и поэтесса Вера Грибникова – об Анне Кашинской. Чтение сопровождалось демонстрацией на экране иллюстраций Людмилы Юга. Они же висели и на стенах, что создавало потрясающий эффект.

– Мне очень нравится этот проект уже самим фактом соединения на одной площадке людей творческих, художника и поэта. Вообще такие взаимодействия всегда бывают продуктивными и дают положительный результат. Я давно слежу за творчеством Владимира Крусса. Некоторые поэты хороши своей эмоциональной стороной, а он интеллектуал и невероятно точно понял и прочувствовал исторический контекст. Вера Грибникова привнесла дополнительную эмоциональность, женственность. Поэзия зазвучала душевно, сердечно и умно и с сознанием истории, – говорит искусствовед Татьяна Бойцова.

Но дадим слово поэту:

На похмельной заре,
на подмерзшей земле
отыскали прикрытое тело…
Были сжатые зубы как будто
в золе;
и разверстая грудь пламенела.
Потрясенная стража шептала:
«Святой!»,
трепетала заслуженной кары.
Привязали к доске и в телеге
простой
на далекую встречу с далекой
Москвой
князь отправился через
Маджары.
И не будет в пути снисхожденья
ему:
плащаниц многоценных, елея;
разве – пламя ночное,
в каком-то хлеву;
как Младенцу из Галилеи...
Чередой городов, до московских
холмов,
к тишине монастырского пенья,
до тверского посольства,
постыдных даров,
последнего преображенья.

А вот один из фрагментов, посвященных Анне Кашинской:

После подвига мужа,
в юдоли земной, для Твери
начинается время кровавых
потерь и лишений…
Для нее – оно стало
началом урочной зари:
обретеньем креста
непрерывных постов и молений.
Для чего – по обету –
в Софийском монастыре
повелела постричь себя,
ангельской чаши взыскуя,
чтобы легче струилось
по той же – бессмертной – заре,
непорочной водой, благодарной слезой: «Аллилуйя!..»

– Это уникальный проект, потому что графика соединилась со Словом, – уверен Александр Бойников.

– Характерной чертой Серебряного века был синтез искусств. Здесь мы видим синтез православных гравюр и лироэпического повествования. Благодаря художественному слову смысл работ Людмилы Юга раскрывается с новой стороны. Люди наслаждаются красотой графики и в то же время Слово, обращение к истории, помогает им понять и трагедию, и возвышенность, и подлинную святость нашей тверской земли. Это не просто книжные иллюстрации, это особый жанр.

Теперь остается надеяться, что проект этот будет реализован не просто в формате презентации и выставки, но и обретет такую необходимую и такую логичную и естественную для него форму – форму книги. Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
 
По теме
Старицкой «СТИХИИ» исполняется 15 лет! - Газета Старицкий Вестник И в читальном зале Старицкой центральной библиотеки открылась выставка, посвященная юбилею старицкого творческого объединения «СТИХиЯ» — «Тот стих,
21.09.2018
 
Пульс города от 21.09.2018 г. - Кимры Сегодня 76-Й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН В кимрском драмтеатре состоялось торжественное открытие нового театрального сезона.
21.09.2018
 
«Осенний марафон» вновь собирает друзей! - Газета Старицкий Вестник Уважаемые старичане и гости города! Объединение «СТИХиЯ» приглашает вас 22 сентября в 12.00 часов на творческую встречу «ОСЕННИЙ МАРАФОН» в честь своего 15-летия.
21.09.2018
21.09.2018 | Фестиваль «Поющая земля Тверская» объединит лучшие хоровые коллективы Верхневолжья - Комитет по делам молодежи 22 сентября в Твери пройдет фестиваль хоров «Поющая земля Тверская», который объединит лучшие академические и народные хоровые коллективы тверского региона.
21.09.2018
 
Во Ржеве из двора украли новую скамейку - Караван Ночью 21 сентября во Ржеве неизвестные украли скамейку во дворе дома на Октябрьской, об этом сообщает « РЖЕВСКАЯ ПРАВДА ». Она была установлена в рамках благоустройства территории по областной программе «Двор».
21.09.2018 Караван
Ржевским межрайонным следственным отделом следственного управления СК РФ по Тверской области по результатам проведенной доследственной проверки по сообщению, выявленному в средствах массовой информации,
19.09.2018 Газета Старицкий Вестник
Пульс города от 21.09.2018 г. - Кимры Сегодня 76-Й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН В кимрском драмтеатре состоялось торжественное открытие нового театрального сезона.
21.09.2018 Кимры Сегодня
× 21 сентября Тверь с рабочим визитом посетил Президент Союза Музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
21.09.2018 Газета Мой Край
× В краеведческом музее развёрнута выставка изделий из кости. Птица, готовящаяся к взлёту, - и она прекрасна; лань, изящество линий которой поражает; павлины и ласточки, журавли и лебеди,
20.09.2018 Газета Мой Край
Клуб единоборств ждёт старичан! - Газета Старицкий Вестник 22 сентября в г. Старица по адресу: пер. Советский, д. 2, филиал Тверского технологического колледжа открывается клуб единоборств.
21.09.2018 Газета Старицкий Вестник
15-16 сентября в Твери прошли международные соревнования по ездовому спорту — OSEННИЙ DRАЙВ — отборочные соревнования на Чемпионат Европы FISTC, которые состоятся 8-11 ноября в Чехии.
19.09.2018 Газета Старицкий Вестник
21 сентября Тверь с рабочим визитом посетил Президент Союза Музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
21.09.2018 Министерство ЖКХ
Управление Россельхознадзора по Тверской области сообщает, что в сентябре 2018 года сотрудником отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора и ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте
21.09.2018 Россельхознадзор
Основной целью визита стала проверка готовности «Тверьэнерго» к проведению Учений ДЗО ПАО «Россети» по организации взаимодействия и устранению массовых нарушений на электросетевых объектах Тверской области.
21.09.2018 Кимры Сегодня
Месяц сентябрь – горячая пора для сотрудников МЧС России, так как не все граждане до конца осознают, какой опасности подвергают себя и окружающих, нарушая правила пожарной безопасности в этот осенний пожароопасный период.
21.09.2018 МЧС