О небесных защитниках Твери рассказали языком графики и поэзии

О небесных защитниках Твери рассказали языком графики и поэзии
Фото: tverlife.ru
Житие Михаила Тверского сразу же после своего создания, а написано оно было скорее всего вскоре после похорон князя, в конце 1319 — начале 1320 годов, стало пользоваться на Руси большой популярностью и сохранилось в большом количестве списков. Оно неоднократно перерабатывалось, создавались его новые редакции, в том числе и в составе летописей. Житие Анны Кашинской имеет сложную судьбу, но внимание к нему всегда было пристальным и заинтересованным – самая фигура святой, ее духовный подвиг приковывали и до сих пор приковывают внимание верующих.

От века двадцать первого в четырнадцатый век

Самый достоверный источник

В этом году мы отмечаем 700-летие со дня подвига князя Михаила и 650-летие со дня преставления княгини Анны. Эти две даты дали мощный толчок для новейшего осмысления роли Михаила Тверского и Анны Кашинской в русской и тверской истории. Причем занимаются этим не только профессиональные исследователи, но и художники и поэты, по-своему, но также исторически точно интерпретирующие события семисотлетней давности. Апеллируют они прежде всего к уже упомянутым житиям святых – одному из самых главных источников, в достоверности которого нельзя сомневаться.

На этой неделе в Тверском городском музейно-выставочном центре был представлен уникальный литературно-графический проект «Михаил Тверской и Анна Кашинская – небесные покровители и заступники тверской земли», авторами которого выступили заслуженный художник России, ведущий график Тверского отделения Союза художников России Людмила Юга и поэт, член Союза писателей России Владимир Крусс. Сразу скажем, такого мощного отклика на отмечаемые в этом году важные даты, пожалуй, еще не было.

«Тверская Жизнь» уже рассказывала о том, что Людмила Юга к своему юбилею создала два цикла иллюстраций к «Житию Михаила Тверского» и «Житию Анны Кашинской», которые были в свое время переведены с древнерусского языка и прокомментированы известным исследователем тверской книжности Владимиром Исаковым.

– Раньше рукописные книги всегда иллюстрировали картинками, в каждой из которых древнерусские художники отражали несколько тем. Так, народ, даже неграмотный, разглядывая миниатюры, понимал, о чем идет речь, – рассказывает Людмила Юга.

Впервые с огромной темой «Михаил Тверской» она соприкоснулась в 1996 году во время работы над иллюстрациями к книге Андрея Чернышова «Очерки по истории Тверского княжества XIII–XV вв.», вернулась к ней при оформлении книги Георгия Пономарева «Отечестволюбец Михаил Тверской» и серии работ, посвященных тверским святым. Они сейчас демонстрируются на выставке «Юга. Ученики. Мы вместе вновь», и им отведен отдельный зал.

Каждый графический лист – иллюстрация к отдельным эпизодам житий, причем зритель может непросто разглядеть сложную архитектонику работ, но и прочитать тот фрагмент жизнеописания святых, который вдохновил художника. Многосюжетные художественные композиции, которым отдавали предпочтение древнерусские мастера, начинают играть в сочетании с литературным текстом особыми красками. Слова, написанные сотни лет назад, оживают благодаря акварелям, и трагические события, запечатленные на них, кажется, происходят уже не в прошлом, а разворачиваются в настоящем. По крайней мере, именно такое мнение высказывали зрители, видевшие эти работы.

Людмила Юга в создании цикла шла от традиций древнерусской книжной иллюстрации, и в каждом листе, входящем в обе серии, чувствуется не только ориентация на старых мастеров, но и переосмысление их опыта на современном этапе развития книжной графики. Это одна из лучших серий художника, созданных в последнее время прежде всего потому, что они – заново созданная иконография святых.

Метафизическая плоскость

Владимира Крусса образ Михаила Тверского привлек лет двадцать назад. В 1999 году в сборнике «Золото» он напечатал поэму «Апология Михаила, князя Тверского, и Юрия, князя Московского», которая особняком стоит в его творчестве. Поэт в ней ищет ответ на вопрос, возможно ли восхваление (апология) антиподов – Михаила Тверского, казненной ханом Узбеком невинной жертвы, и Юрия Московского, предателя и расчетливого властолюбца, подло оклеветавшего своего соперника на великое княжение, – но не дает его. Литературный критик Александр Бойников отмечает, что «отступая от повествовательной фактологии, поэт стремится постичь конкретные исторические обстоятельства как некую философскую данность, найти нравственно-социальное объяснение поступкам обоих князей-правителей»:


– Смещением пространственно-временных координат он переводит действие в метафизическую плоскость. Души Михаила и Юрия встречаются через семь столетий, чтобы вместе и вновь, перебирая, словно четки, вехи прошедшего, сойтись в бесконечном философском поединке о праве на неправедность ради государственного блага. Этот непримиримо-острый спор накрепко связал в один узел антагонизмы самой Истории: заботу о державе и насильственное убийство соперника, субъективно осознаваемую оправданность цели и объективную неправедность средств ее достижения.

К проекту «Михаил Тверской и Анна Кашинская – небесные покровители и заступники тверской земли» Владимир Крусс написал поэтические тексты, которые стали продолжением графического текста Людмилы Юга. Каково отношение поэта к описываемым историческим фактам? Сам он признается:

– Я воспринимаю их как эпохальные, но не до конца осмысленные события, которые связаны с духовной и военно-политической трагедией на тверской земле. Уверен, что, если бы не эти события и то, как они разрешились, российская история имела бы иное направление – не было бы Смуты, Ипатьевского дома, в Твери не убили бы двух губернаторов…

То, что происходило в XIV веке, не имеет больше духовной альтернативы – такого примера единения между народом и князьями я не знаю. После Михаила Тверского политическая история Твери заканчивается, и этим, возможно, объясняется «проездность» города, занявшего впоследствии место между двух столиц. Такое положение дел было предопределено, кажется, уже в XIV веке. Но, с другой стороны, это особая миссия Твери, и обращение к образам Михаила Тверского и Анны Кашинской поможет понять ее метафизический смысл.

Синтез искусств

…Читали два поэтических цикла Александр Бойников – о Михаиле Тверском и поэтесса Вера Грибникова – об Анне Кашинской. Чтение сопровождалось демонстрацией на экране иллюстраций Людмилы Юга. Они же висели и на стенах, что создавало потрясающий эффект.

– Мне очень нравится этот проект уже самим фактом соединения на одной площадке людей творческих, художника и поэта. Вообще такие взаимодействия всегда бывают продуктивными и дают положительный результат. Я давно слежу за творчеством Владимира Крусса. Некоторые поэты хороши своей эмоциональной стороной, а он интеллектуал и невероятно точно понял и прочувствовал исторический контекст. Вера Грибникова привнесла дополнительную эмоциональность, женственность. Поэзия зазвучала душевно, сердечно и умно и с сознанием истории, – говорит искусствовед Татьяна Бойцова.

Но дадим слово поэту:

На похмельной заре,
на подмерзшей земле
отыскали прикрытое тело…
Были сжатые зубы как будто
в золе;
и разверстая грудь пламенела.
Потрясенная стража шептала:
«Святой!»,
трепетала заслуженной кары.
Привязали к доске и в телеге
простой
на далекую встречу с далекой
Москвой
князь отправился через
Маджары.
И не будет в пути снисхожденья
ему:
плащаниц многоценных, елея;
разве – пламя ночное,
в каком-то хлеву;
как Младенцу из Галилеи...
Чередой городов, до московских
холмов,
к тишине монастырского пенья,
до тверского посольства,
постыдных даров,
последнего преображенья.

А вот один из фрагментов, посвященных Анне Кашинской:

После подвига мужа,
в юдоли земной, для Твери
начинается время кровавых
потерь и лишений…
Для нее – оно стало
началом урочной зари:
обретеньем креста
непрерывных постов и молений.
Для чего – по обету –
в Софийском монастыре
повелела постричь себя,
ангельской чаши взыскуя,
чтобы легче струилось
по той же – бессмертной – заре,
непорочной водой, благодарной слезой: «Аллилуйя!..»

– Это уникальный проект, потому что графика соединилась со Словом, – уверен Александр Бойников.

– Характерной чертой Серебряного века был синтез искусств. Здесь мы видим синтез православных гравюр и лироэпического повествования. Благодаря художественному слову смысл работ Людмилы Юга раскрывается с новой стороны. Люди наслаждаются красотой графики и в то же время Слово, обращение к истории, помогает им понять и трагедию, и возвышенность, и подлинную святость нашей тверской земли. Это не просто книжные иллюстрации, это особый жанр.

Теперь остается надеяться, что проект этот будет реализован не просто в формате презентации и выставки, но и обретет такую необходимую и такую логичную и естественную для него форму – форму книги. Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
 
По теме
Фото: Карина Пожогина/РИА Верхневолжье В Музее Победы подвели итоги детского музыкального проекта «Главные детские песни 4.0», открытого для молодых певцов и вокальных групп.
Масленица-2024 В рамках общегородского праздника Центральная библиотека представила программу "Гуляй душа, Масленица пришла".
17 марта Всю масленичную неделю в Осташковском краеведческом музее научные сотрудники проводили для детей развлекательно-познавательную программу "А мы Масленицу дожидали!".
В преддверии весны библиограф Центральной библиотеки для воспитанников детских садов и реабилитационного центра для несовершеннолетних Западнодвинского МО провела мастер-класс по изготовлению закладки «Подружка для книжки».
10 лет воссоединения Крыма с Россией будет отмечаться 18 марта. Накануне этого события в Центральной библиотеке прошла акция "Мы вместе, Крым".
В Удомле открыли детскую поликлинику, отремонтированную при поддержке Росатома - Лесной вестник × Программа по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи реализуется во всех «атомных» городах в рамках совместного проекта Росатома и ФМБА После масштабной реконструкции в городе-спутнике Калинин
Лесной вестник
СТИХиЯ прошлась по «Андрюшино» - Газета Старицкий Вестник Участники творческого объединения СТИХиЯ и старичане-активисты увидели, что же такое «Музей, в котором можно жить» — а именно так звучит девиз этого поселения, а, точнее гостиничного этнографического комплекса «Андрюшино»,
Газета Старицкий Вестник