На церемонии открытия заместитель председателя Правительства Тверской области Андрей Белоцерковский зачитал приветствие губернатора Игоря Рудени, направленное организаторам и гостям: «Символично, что в Тверском Императорском путевом дворце впервые предоставлена возможность широкой публике увидеть произведения одной из крупнейших в России частных коллекций отечественного искусства XVIII–XIX веков. Уверен, что выставка станет настоящим подарком для любителей истории и искусства».
Поздравляя всех с таким событием, директор областной картинной галереи Татьяна Куюкина отметила, что в числе экспонатов она выделила бы два самых интересных, самых значительных. И предложила зрителям угадать, о каких предметах идет речь, а потом сопоставить свои впечатления.
Куратор выставки, сотрудник Царскосельского музея Андрей Кондратьев на вопрос, какой экспонат самый интересный, сразу начал говорить о портрете Георга Ольденбургского. Его написал Орест Кипренский в Твери во время пребывания в нашем городе великой княгини Екатерины Павловны. Этот небольшой по размеру этюд отличает дружеское отношение художника к принцу Ольденбургскому.
– Всего представлено более 20 предметов из собрания музея «Царское Село» и около 15 – из коллекции семьи Карисаловых, – сказал Андрей Кондратьев. – Но мы делали акцент не на количестве, а на качестве экспонатов. Надо сказать, что все они уникальны. Это и великолепная графика с видами парков Царского Села, и шедевры портретной живописи – работы Боровиковского, Левицкого, Лампи, и редкая по изысканности исполнения мебель, принадлежавшая членам императорской фамилии.
Одним из центральных экспонатов является подарок жителей нашего города Екатерине Великой – маленький деревянный комод, над которым на стене висит портрет императрицы работы Дмитрия Левицкого.
Верхнюю панель комода украшает наборная композиция, изображающая панораму Твери с противоположного берега Волги. Аллегорическая фигура, размещенная справа, напоминает о страшном пожаре 1763 года. В другой части изображена Екатерина II с чертежами. В центре – двуглавый орел, держащий ленту с гербом Тверской губернии и названием уездных городов.
Выбирая этот выставочный формат, организаторы ставили задачу с помощью шедевров из двух собраний дать репрезентативную картину исторических, культурных, личностных пересечений в смысловой парадигме Царское Село – Санкт-Петербург – Тверь. Общих реперных точек оказалось превеликое множество, что легко объясняется значимостью этих особенных мест для истории государства Российского.
Хронологически ограничивая рассматриваемый период временем правления Екатерины II и годами пребывания великой княгини Екатерины Павловны в Твери, организаторы стремились подчеркнуть лишь некоторые параллели, связывающие эти географические точки.
Как заметил куратор выставки, чрезвычайно высока значимость этих мест для истории государства Российского. Он напомнил некоторые эпизоды: по именному указу Петра I тверская провинция некоторое время входила в состав Санкт-Петербургской губернии. Город Сент-Питерсберг был основан в США предводителем дворянства Весьегонского уезда Тверской губернии Петром Дементьевым. И так далее, и так далее.
При этом основная цель многоплановой выставки – не просто провести ряд небезынтересных аналогий и мотивировать посетителя к дальнейшему изучению отечественной истории, но и познакомить с уникальными произведениями из собрания музея «Царское Село» и коллекции семьи Карисаловых – одного из крупнейших частных собраний отечественного искусства XVIII – XIX веков у нас в стране.
Заместитель директора по научной работе Царскосельского музея Ираида Ботт рассказала об экспонате, который расположен прямо напротив входных дверей, – отличающемся прекрасным силуэтом мундирном платье Екатерины II по форме лейб-гвардии Семеновского полка. Императрица подчеркивала свою связь с гвардией, была шефом многих гвардейских полков и в начале 60-х годов ввела правило носить на праздник того или иного полка костюм свойственных им цвета и покроя, с определенными позументами, обшлагами, пуговицами. Только у Николая II их было 300, некоторые одевались не более одного раза по торжественному случаю. На выставке представлен также общегенеральский мундир, принадлежавший Александру I.
Как сообщила Ираида Ботт, в Царскосельском музее имеется четыре мундирных костюма Екатерины II.
– Императорские гардеробы – гордость нашего собрания, – отметила Ираида Ботт. – Можно видеть, как менялось телосложение их владельцев по мере взросления.
Напомним, что выставка проходит в год 100-летнего юбилея музея-заповедника «Царское Село», открывшего двери своих дворцов для посетителей
в июне 1918 года. Автор: Марина БУРЦЕВА
Источник: Тверская жизнь
13.08.2018 11:11