События прошлой недели дали нам повод в очередной раз написать на тему отношений Церкви и государства, Тверской митрополии и тверского общества. Скандальный визит тверского архиерея в Казахстан. Трагическая гибель тверитянки монахини Анны (Ткач) в Псковской области. Премьера «Кабалы святош» в Тверском академическом театре драмы. Участие региональной власти в восстановлении Спасо-Преображенского собора (по соседству с драмтеатром, кстати). Все это выстроилось в один ряд и сложилось в удручающую картину.
Драмтеатр: неожиданное попадание в точку
Надо ли выметать сор из избы, или лучше жить в этом мусоре веками? Мы в газете «Караван+Я» давно и твердо заняли позицию «выметальщиков» мусора. Может быть, поэтому нас ненавидят современные Тартюфы, изобилующие и в Тверской митрополии Русской православной церкви, и в региональных медиа, и среди чиновников. Те, кто изображает из себя патриотов, и разворовывают Родину. Кто притворяется верующим православным – и нарушает все мыслимые нравственные нормы. На прошлой неделе к нашему голосу присоединился голос коллектива Тверского академического театра.
Спектакль «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова (в сюжете которого «спрятан» сюжет мольеровского «Тартюфа») у режиссера Валерия Персикова получился неожиданно злободневным. Первая параллель – с историей про фильм «Матильда» Алексея Учителя. Кампания, развернутая в пьесе Булгакова архиепископом-де Шарроном против спектакля Мольера «Тартюф», напоминает борьбу бывшего прокурора Крыма, депутата Госдумы Натальи Поклонской с этим безобидным произведением (премьера «Матильды» в Твери тоже, между прочим, состоялась на прошлой неделе). Вторая параллель – актуализировавшийся образ Тартюфа, показного святоши, который ходит воздев очи горе, обличает погрязший в нечестии мир, а сам втайне творит такие безобразия, от эротических до экономических, что мало кто в «погрязшем в грехах мире» до такого додумается.
Когда в середине 1990-х «Кабалу святош» ставила в тверском ТЮЗе покойная Лариса Лелянова, спектакль был очень хороший, но параллелей с теми днями почти не было: такое чистое искусство, осмысление вечных отношений писателя и государства в историческом контексте, плюс блестящая игра актеров. Сегодня поставить «Кабалу святош», да еще через дом от Тверской митрополии, – это поступок.
Тартюфы всюду
Те, кто знает ситуацию в тверском православии, не раз наблюдали таких Тартюфов – благочестивых смазливых молодых людей в монашеском сане (чаще всего из родной для нашего архиерея Украины), постепенно забирающих в свои руки и старенького митрополита Виктора, и какой-нибудь епархиальный склад, и самые доходные храмы Тверской области. Часть из них потом саморазоблачалась, навлекала на себя гнев «владыченьки» (а «владыченьки» эти умеют гневаться так, что хоть святых выноси – об этом мы еще напишем в нынешней статье). Часть так и осталась в пределах нашей многострадальной Тверской области. Теперешний приближенный нашего митрополита, владыки Виктора, наместник Вознесенского собора Дионисий (Батраев) перещеголял всех. Недавно Дионисию исполнилось 30 лет, и теперь он ждет, что станет в Тверской епархии викарным епископом. Типа «дедушки» (сиречь митрополит Виктор 1940-го года рождения), старенький и слабенький, ему нужна помощь. До этого Дионисий стал секретарем архиерейского совета, получил центральный храм областного центра и епархиальный склад, а еще возжаждал светской власти.
Губернатор Игорь Руденя, человек православный, только приехав в Тверскую область, решил найти поддержку и совет в Тверской митрополии. И угодил в логово Тартюфов. Не знаем, как сейчас, а некоторое время назад всерьез обсуждалось, что владыка Виктор и Дионисий получат кабинеты в здании администрации Тверской области и туда переедет половина служб митрополии. Дионисий то ли стал, то ли не стал советником губернатора, но точно вошел в состав Общественной палаты региона.
Хорошо, что наши православные Тартюфы настолько не любят католиков, что не готовы отождествить себя с мольеровским образом, чуждым конфессиональных различий. Да и зарубежную литературу в Казанской семинарии, в которой с 2013 года учился Дионисий Батраев, видимо, не преподают. А то бы не избежать театру протестов от соседей по улице Советской!
«Невыгодный» собор и международный скандал
Кажется, губернатор Игорь Руденя начал понимать, что происходит в Тверской митрополии. Так, 4 октября он взял под свой личный контроль ход работ по восстановлению Спасо-Преображенского собора и обратил особое внимание на необходимость строгого контроля за расходованием пожертвований и информирования граждан о ходе работ. Разговоры о восстановлении главной святыни Твери ведутся очень давно, но такое впечатление, что владыке он выгоднее невосстановленным. Именно на собор в таком полумифическом виде можно собирать деньги спонсоров, требовать финансирование из бюджета. А когда восстановят – какой с него доход? Прихожан в этой части города почти нет, так будет мемориальное здание, и все… Активная фаза строительства началась в 2014 году. Забор появился гораздо раньше, но только сейчас стены будущего собора выглянули из-за этого забора. Отметим, что в большинстве российских областных городов взорванные в годы советской власти кафедральные соборы восстановлены уже давным-давно.
Между тем дела наших «благочестивых старцев» в этом октябре стали темой аж международного скандала. 1 октября делегация тверского духовенства во главе с митрополитом Тверским и Кашинским Виктором приняла участие в праздновании 145-летия Туркестанской епархии в бывшей столице Казахстана Алма-Аты. В результате некие иеромонахи Герман и Исаак (или Иаков?), прибывшие с тверским митрополитом, «проявили нездоровый интерес к студентам семинарии, выполнявшим послушание по обеспечению визита. Информация получила распространение среди студентов и вышла за внутрицерковные приделы. „Развитие ситуации может иметь крайне неблагоприятные информационные риски для всей Церкви“, – пишет в рапорте митрополиту Астанейскому и Казахстанскому Александру тамошний секретарь епархиального совета.
Этот рапорт появился в блоге отца Андрея Кураева, причем он намекает, что получил этот рапорт не из Казахстана, а из Твери. «Полагаю, что м. Александр этот рапорт переслал в Тверь м. Виктору. А в его окружении любимчики владыки люто конкурируют друг с другом – вот и решили оттолкнуть нежелательный контингент», – пишет отец Андрей.
Рассказывают, что по Тверской митрополии объявлен сбор средств. Видимо, владыке Виктору нужны деньги, чтобы замять в Москве эту неприглядную историю.
«Деспот» и невинная жертва
Владыка (как в православной традиции называют архиерея) – по-гречески «деспот». «Исполла эти деспота» ( «Благослови, владыка») поет хор своему архиерею. Деспотические замашки псковского владыки Евсевия, коллеги нашего Виктора, известны давно. Он много лет давил выдающегося священника, церковного публициста, прошедшего советские лагеря, отца Павла Адельгейма. В 2013 году отец Павел погиб от рук сумасшедшего.
А на прошлой неделе в Псковской области трагически погибла монахиня Анна (Ткач), тверитянка, в миру носившая имя Вера Ивановна Ткач. Инокиня Анна была исполняющей обязанности настоятельницы творожковского Свято-Троицкого монастыря в Псковской области. Начинала она свой монашеский путь в Свято-Екатерининском монастыре в Твери. Сестры помнят ее как очень рукодельную, добрую, активную. Такой запомнили настоятельницу творожковского монастыря и паломники.
Инокиня Анна попала в тяжелое ДТП и сгорела в заблокированной машине, когда гнала на именины владыки Евсевия. Монахиня, которая была за рулем, и другая находившаяся в машине сестра – в тяжелом состоянии в больнице. Они врезались на встречной полосе в маршрутку, там тоже есть пострадавшие.
Рассказывают, что мать Анна не хотела ехать на именины архиерея, ссылалась на дурное самочувствие. Но якобы митрополит Евсевий так разгневался, так рвал и метал, угрожая извергнуть монахиню «во тьму внешнюю», что она, когда ей позвонили и рассказали об этом, была вынуждена срочно помчаться в Псков.
Знающие люди предполагают: дело в «конвертиках». Именины для архиерея – способ собрать «подарки» со всех храмов и монастырей. Обитель в Творожкове не бедная, спонсоров имеет. И попытка настоятельницы уклониться от приезда на день ангела архиерея воспринята была как попытка уклониться от обязательной «дани». Церковная экономика – еще одна «бездна, звезд полна». Многие сравнивают ее с трубой, которая все высасывает снизу, от простых священников, служащих в приходских храмах, наверх. Впрочем, это отдельная большая тема.
Многих шокировало то, что на сайте Псковской епархии долго не сообщали о гибели матери Анны. Люди заходили туда, чтобы узнать о трагической новости – а на сайте сплошные именины Евсевия. Потом владыка приехал на отпевание несчастной инокини и сказал:
– Суета заслоняет от нас все доброе и полезное для церкви, полезное для жизни временной, земной, и для жизни вечной, небесной. И находясь у гроба матери Анны, поразмыслим и о своей жизни земной, всегда ли мы готовы перейти в вечность?
***
Воистину, кабала святош вокруг. И очень от этого горько. Мольера обвиняли в кощунстве, хотя он писал не о религии – он высмеивал лицемеров. Мы тоже сталкиваемся с тем, что нас стремятся обвинить в некоей «атаке на православие», в то время как у нас душа болит о том, во что превращают Церковь ее нерадивые служители.
Мария Орлова