Легенда тверской сцены Галина Лебедева награждена медалью

Легенда тверской сцены  Галина Лебедева награждена медалью
Галина Лебедева
Фото: tverlife.ru
3 мая 2018 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан указ о награждении заслуженной артистки России Галины Лебедевой медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

  В театр – за совестью Галина Михайловна служит театру 50 лет, 45 из них она отдала Тверскому театру юного зрителя.
Те, кто ходил в ТЮЗ в 70-е годы, конечно же, помнят Пеппи Длинный Чулок, Буратино и многие другие образы, которые ярко и весело воплотила на сцене Галина Лебедева. Одним из лучших периодов своей театральной биографии она считает «антоновский» – когда ТЮЗ возглавлял главный режиссер Виктор Антонов, актриса была очень плотно занята в репертуаре. В сорок лет она в последний раз сыграла Пеппи, и на смену «детским» ролям пришли «взрослые» – Катерина Ивановна, Серафима Ильинична, Сирена, Ангелина Степановна, и в каждой в полной мере проявлялся талант великолепной характерной актрисы. Переход в новое амплуа произошел безболезненно, потому что уже с 33 лет она играла бабушек. Матерей ей не давали – в соответствии с требованиями того времени их играли женщины статные, значительные на вид. «Мой удел – характерные старухи», – говорит Галина Михайловна.

Что такое возраст?

Сейчас она занята в девяти спектаклях театра, и все ее роли, даже эпизодические, привлекают внимание. В постановке «Завтра была война» играет маму Артема Шефера – роль небольшая, но, говоря о спектакле, многие прежде всего отмечают ее, трогательную, милую, всех любящую и все понимающую женщину.

Галина Лебедева – явление уникальное, она давно стала символом жертвенного служения своему делу, преданности ему до самозабвения. Для подтверждения того, что здесь нет преувеличения, можно указать, например, такую деталь: ни разу в жизни она не взяла больничный лист (а это не значит, что она никогда не болела), и ни одного спектакля и репетиции из-за нее не отменили. Играла и с температурой 40 градусов, и после того, как похоронила близких людей.

– А как же! – удивляется актриса.

– Любовь к зрителю не дает мне права на другой вариант. Я никогда не предавала театр. Думаю, и он меня не предаст. Я люблю театр, он меня лечит, всегда поддерживает... Приятно поработать с режиссером Романом Феодори, в его «Фаусте» и «Тартюфе» у меня небольшие роли. В этих спектаклях прекрасно играют Саша Романов и Андрюша Иванов. Вот о них надо говорить, на них и строится репертуар. Вообще у нас замечательная труппа.
Сейчас актриса в ожидании новой работы, новый спектакль будет поставлен к ее юбилею (в апреле следующего года ей исполнится 70 лет).

– Что такое возраст? Я, правда, не понимаю, – удивляется она. – Утром встал – еще 50, вечером ложишься – 60, утром следующего дня – 70. У меня такое ощущение, что старости нет, все кажется, что мне 20 лет. Чувства ведь не стареют, эмоции – те же самые, живу я так же.

– И так же готовы играть?

– Что угодно, хоть стоя на голове. Я бы и половую тряпку сыграла и получила бы удовольствие, какое дает любая роль, не важно, большая или маленькая. Отрицательные, конечно, играть интереснее.

– Вам много таких попадалось. Колдунья в «Русалочке», Смерть – в спектакле «Чума на оба ваши дома», ведьма – в «Панночке».

– Фактура такая – маленькая, худая. Я никогда не весила больше 42 кг.

– Баба Яга...

– Ну, это совсем другое дело – Баба Яга олицетворяет собой народную мудрость, она не несет в себе зла – пугает, как ребенок, изображает что-то страшное, играет в свои детские игры, оставаясь при этом носителем глубокого философского смысла.


– Вас хорошо знают и по работам в кино.

– Лет 20 назад начала немного сниматься, и в эпизодах, и в ролях. Два года ездила на съемки телесериала «Ранетки», а еще раньше было «Кадетство»... Последняя работа – «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» – удостоена наград на нескольких кинофестивалях. Когда я увидела фильм на широком экране, было чувство, как будто у меня нет кожи.

Спасает любовь

– С детства я ощущала руку Господа. И если раньше я не отдавала себе в этом отчета – кто ведет меня, думала я, мой родной отец, а может, бабушка, – то сейчас-то точно знаю, кто это, – так начала рассказ о своем детстве и юности Галина Лебедева.

Ее отец был прокурором города Петрозаводска. В 1949 году он был расстрелян за отказ принимать участие в незаконных судах, так называемых тройках. Об этом рассказывала Галине его мама – бабушка как член семьи врага народа пошла по этапу, вернулась из лагерей через много лет совершенно слепой. Все попытки что-то узнать о судьбе отца не увенчались успехом. Известно только, что он был реабилитирован, во времена перестройки его дочь даже получила за него какие-то деньги, на которые купила себе юбку. Она так и не увидела отца, родилась через пять месяцев после его смерти, а вскоре забрали и маму. Та валила лес на Беломоро-Балтийском канале, вернулась только в 1961 году.

– Меня взяла к себе мамина мама, но потом начались мои скитания по интернатам. А в 12 лет Бог послал мне любовь. Она спасла меня от интернатских мытарств, неприкаянности, сиротства, дала силы жить. Был интернатский Новый год, танцы, стою я, гадкий утенок, одета так, что... да все мы, в общем, были плохо одеты, и подходит ко мне мальчик и приглашает на танец. И все! До сих пор помню его прикосновение, его дыхание...

Я не свихнулась тогда от одиночества, потому что Бог дал мне это счастье. Но Он же и увел меня от этой любви, потому что все сошлось на ней, потому что я жила только им, этим мальчиком. Господь отвратил от этой страсти: мне было 18 лет, назавтра назначена свадьба, но Он взял меня за руку и отвел на вокзал. Трое суток изнурительной поездки в почтово-багажном вагоне были даны мне для того, чтобы что-то понять и сделать выбор. Конечно, театр. Еще учась в училище культуры, я выходила на профессиональную сцену. Уехав из Мурманска, где в то время работал мой мальчик финн, я вернулась в Петрозаводск, пошла работать в театр. А через пять лет, оказавшись на гастролях в Калинине, очаровалась этим городом. Мне сразу здесь понравилось – Волга, трамвайчики, все... И я переехала сюда, устроилась в Театр юного зрителя.

Чудо творится не только на сцене

– …Как обычно у меня происходит? Я долго-долго репетирую, учу текст, мизансцены, делаю все вроде как профессионально, не мешая партнерам, и – жду. Терпеливо жду того главного момента, когда придет на помощь Бог. И эта минута наступает, и все становится на свои места, и появляются нужные интонации, начинают отчетливо прорисовываться черты характера моего героя. И так происходит всегда, во всех ролях.

Мы придумываем чудеса, мы устраиваем их своими руками, своими душами, и ребенок верит, что это – космос, это – аленький цветочек. Смысл нашей работы в том, чтобы ребенок подольше жил в человеке, чтобы он верил в чудо. Если он готов к этому, чудо произойдет. Для нас важно, чтобы спектакль стал событием жизни. Бог дает талант всем, хорошо бы еще родители успели вовремя дать ребенку кисть или скрипку, сводить в театр и тем самым помочь раскрыть свой талант. Ведь смотреть спектакли, быть зрителем – тоже талант, как и актерский. Чудо творится не только на сцене, но и по другую сторону рампы. Без зрителей нет и актеров.

Значение театра, особенно в прежние времена, трудно переоценить. Люди приходили сюда за совестью в тот период, когда храмы были порушены. Он не заменял церковь, но проповедовал божеские законы, решал серьезные нравственные вопросы.

Да, я служу Богу здесь. Он привел меня сюда, и я должна, насколько хватит сил, служить Ему таким вот образом. Это мой крест, моя миссия. Я нужна зрителю – я же вижу его глаза, вижу, что он получает то, ради чего пришел.
Театр – моя взрослая любовь. Отними его у меня, уйдет смысл жизни. Здесь я нахожу ответы на все вопросы, которые задает мне жизнь. Если бы я не работала в театре... нет, я даже мысли такой не допускаю!
Автор: Марина БУРЦЕВА
 
По теме
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир, даёт возможность выразить чувства, которые накопились в сердце.
В Твери на площади Славы состоялся фестиваль «Крымская весна», участниками которого стали представители образовательных, медицинских организаций, предприятий, общественных и молодежные объединений, военнослужащие,
9 марта исполнилось 90 лет со дня рождения первого космонавта Вселенной, патриота, человека – и, вместе с тем, простого русского парня со Смоленщины,
Фото: Карина Пожогина/РИА Верхневолжье В Музее Победы подвели итоги детского музыкального проекта «Главные детские песни 4.0», открытого для молодых певцов и вокальных групп.
В Удомле открыли детскую поликлинику, отремонтированную при поддержке Росатома - Лесной вестник × Программа по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи реализуется во всех «атомных» городах в рамках совместного проекта Росатома и ФМБА После масштабной реконструкции в городе-спутнике Калинин
Лесной вестник