В середине мая на подмостки Тверского театра драмы взошла музыкальная комедия "Двенадцать стульев". Постановка вышла яркая и цветастая, как вычурная обивка стула в стиле барокко. Или как ёмко могла бы сказать Эллочка-людоедка: "Блеск!".
Актёры этой комедии проявили себя с разных (иногда очень неожиданных) сторон. Ведь 12 стульев, а также всех героев романа, за исключением Остапа и Воробьянинова, по решению режиссера Александра Павлишина, олицетворяют 12 артистов - заслуженные артисты России Андрей Журавлев и Валентин Кулагин, а также артисты Никита Березкин, Сергей Бескакотов, Евгения Голубева, Дарья Плавинская, Юлия Бедарева, Наталья Плавинская, Яна Голубева, Алексей Майский, Виктория Козлова, Константин Василенко. Они поют, танцуют, а костюмы и декорации меняются легко и непринужденно. Но не путайте это с мюзиклом! Это настоящая музыкальная комедия, и, отнюдь не поверхностная и утопающая в песнях и плясках. Она наполнена монологами, авторскими включениями и примечаниями, бессмертными фразами про ключ от квартиры, где деньги лежат, про фигуру, изображающую правосудие, проданную за девять с полтиной, про продолжающееся заседании суда, и про командование парадом (уже родное сердцу, не правда ли?).
Разумеется, сравнение этой постановки с экранизациями 1971 и 1976 годов всегда идёт в параллели. Их роднит та же камерная атмосфера, та же стилистика, "карнавальность" и экспрессия. Внешне товарищ Бендер в исполнении артиста Геннадия Бабинова схож с Бендером актёра Андрея Миронова из "12 стульев" Марка Захарова. А что касается Отца русской демократии, то актёр Алексей Великотный напомнил Ипполита "Кису" Воробьянинова из экранизации Леонида Гайдая в исполнении Сергея Филиппова. Будто бы в этих павлишинских "12 стульях" была отдана общая дань двум замечательным произведениям советского кинематографа. Но это лишь приватное мнение, и каждый может судить только по собственному ассоциативному ряду.
При этом же режиссёр Александр Павлишин привнёс в постановку свои оригинальные решения, поэтому наблюдать за спектаклем было необыкновенно "нескучно" и захватывающе. Настоящий фейерверк из смеха, острот и тонкостей!
Изящно и легко сцена сменяется сценой. Города, в которые путешествуют Остап и Киса, кишат удивительными образами - теми типами и подтипами человеческих образчиков, которые обаятельны в своих слабостях, коими столь хитро и пользуется Великий комбинатор. Атмосфера нэповского времени - коммуналки, рестораны, подпольные и полуподпольные нувориши, мелкие жулики, воришки и барышни различных конституций и настроений, начиная от "молодая была немолода" (арт. Евгения Голубева), заканчивая наивной юной женой студента Коли (арт. Алексей Майский) Лизой (арт. Яна Голубева), мечтающей поесть мяса наконец-то уже, а не морковки. И всё это с одесским каким-то акцентом и с тёплой ностальгией.
Отец Фёдор в исполнении артиста Никиты Берёзкина из лица духовного перевоплощается в "вождя пролетариата с броневика", мадам Грицацуева в неподражаемом исполнении артистки Евгении Голубевой убивает своей "знойностью" и мощным храпом наповал, а их свадьба с товарищем Бендером достойна стать иллюстрацией к легендарному журналу "Вокруг смеха". Вызывающая Эллочка в исполнении артистки Юлии Бедаревой получилась ужасно манерной (то бишь, как надо!).
Отдельно хотелось бы отметить обаятельную игру заслуженного артиста Валентина Кулагина. Образы его дворника Тихона, архивариуса Коробейникова, гостя со свадьбы и ещё пары-тройки второстепенных героев получались просто искромётными и с легкой руки необыкновенно смешными!
А чего стоят старушки из государственой богадельни, где орудует конфузливый вор-завхоз Альхен (засл. артист Андрей Журавлёв)! Артистки Дарья Плавинская, Наталья Плавинская, Юлия Бедарева, Яна Голубева, Виктория Козлова и Евгения Голубева изобразили их правдободобно и комично. Тут вам и мастерски изображённый паркинсон, ревматизм и шамканье ввиду отсутствия зубов. Удивительное перевоплощение впридачу с хоровой песней под красным транспарантом "Мясо - вредно!".
Словом, на сцене зрителям демонстрируют огромный объём работы, который не подлежит краткому описанию!
Возвращаясь же к центральным образам Великого комбинатора и Отца русской демократии хочется также отметить то, как артисты Геннадий Бабинов и Алексей Великотный органично дополняли и взаимодействовали друг с другом. Это цельный тандем из двух ярких по отдельности персонажей.
В музыкальной комедии "Двенадцать стульев" очень много юмора (осторожнее! тут практически физически ощущаешь боль от надорванного от смеха живота), но юмора при этом не пошлого и однобокого, и именно того, коим пропитаны страницы романа Ильфа и Петрова.
Постановка современна и актуальна. Ведь, если выражаться чуть пафосным языком, покуда есть на земле представители адамова племени, будет и искушение звонкой монетой (в данном случае тёщиными сокровищами под набивкой стула). Тут и бюрократия, и подкуп, и комбинации с махинациями, и сладострастие, и любовь к зелёному змию.
Данная комедия также не подвела в плане хорошо поставленной хореографии (балетмейстер Наталия Чернина). Танцы, а также пение и музыка были уместны, дозированны и не отвлекали от сюжетной линии (композитор и автор песен Иоланта Мельникова). Костюмы и предметы интерьера передавали эпоху, пространство сцены выглядело объёмным и леко трансформировалось в зависимости от ситуации (художник-постановщик Николай Юдин, художник по костюмам Ирина Подосенкова).
Так что, музыкальная комедия "12 стульев", несомненно украсит ваш вечер и продлит жизнь смехом и позитивом.
Гениальный роман получил достойное сценическое отображение на сцене Тверского драматического театра. Им и откроется в сентябре новый, 273-ий театральный сезон!
Фото: Артём Мясников