Алевтина Николаевна Власова и Борис Анисимович Маркевич были ровесниками – они родились в 1924 году, оба учились на художественном факультете Московского полиграфического института, где познакомились в годы Великой Отечественной войны, в 1943-м. В шестидесятые они уже сложившиеся художники, составившие костяк молодого советского искусства. Рядом с ними шли Плавинский и Попков, Голицын и Краснопевцев, Захаров и Соколова, Вейсберг и Григорьева, Грицюк и Жилинский. Власова и Маркевич были шестидесятниками и оставались ими до последних дней.
Выставка Алевтины Власовой и Бориса Маркевича появилась в Твери не случайно – на протяжении тридцати лет они много времени проводили в деревне Глазуново Старицкого района, где купили дом, жили, работали – Борис Анисимович написал здесь сотни пейзажей и натюрмортов, здесь он создавал иллюстрации к произведениям Распутина, Шукшина, Булгакова и Зощенко. В экспозицию книжная графика не вошла, но изумительные по колориту акварельные работы, на которых запечатлено Глазуново, можно рассматривать бесконечно. За невзрачностью и даже известной бытовой приземленностью сюжетов, скупостью изображенных интерьеров, прозаичностью жанровых сцен видится совсем иная красота. Собственно, сама идея выставки, как рассказал сын художников Егор Маркевич, родилась в Глазунове, которое Борис Анисимович, объездивший с этюдником всю страну, считал лучшим местом для пленэра, и акварелью по большому счету он начал заниматься именно в деревне. К акварели Маркевич вплотную подошел в 1960 году, с этого времени он вникает в сложную технику, ищет в ней что-то отличное от традиционного.
Находясь в деревне, художник прислушивался к ней, деревня подсказывала ему, идущему от природы, все: и колористическое решение работ, и композицию, и характерную манеру письма, несколько размытую, так что кажется, будто бы пейзаж подернут дымкой. Отсюда – и недосказанность, и тайна. Если посмотреть на один из автопортретов Бориса Маркевича, поймешь, что философское осмысление бытия свойственно ему в полной мере. Своими работами он доказывает это – в обыкновенной капле, становящейся центром композиции, заключена целая вселенная. Как и в яйце. Эти картины – «Натюрморт с яйцом», «Капля», равно как и «Обручальное кольцо», на котором это ювелирное украшение отбрасывает тень в виде сердечка, – на вернисаже вызвали особое восхищение публики. Минимализм работ просто зашкаливает, но привлекают они не только своей кажущейся простотой, но углубленным изучением художником жизни, ведь каждый из «героев» этих трех произведений суть ее символ.
Философизм Алевтины Власовой несколько иной, да и вообще по манере своей она очень и очень отличается от супруга – ее работы не лишены известной декоративности, порой они кажутся несколько нарочитыми и «искусственными», хотя, естественно, таковыми они совсем не являются. Почти все женщины на ее картинах поражают своей статью, во всех них, кажется сначала, есть что-то кустодиевское, но первое впечатление явно обманывает. Грибники, едущие в автобусе из леса, сами грибы, «Масленица» (эту картину художница создавала на протяжении 32 лет), «Доброе утро, Рая!», на которой молодая девушка в фуфайке и красном платке стоит в окружении коровы, собаки, кур и овец, «Кормящая мать», «Натюрморт с арбузами», дольки которого вырезаны в форме сердечка... Даже названия работ показывают, какими разными были Алевтина Власова и Борис Маркевич. Их сын Егор вспоминает, что из поездок по Тверской, Вологодской, Ярославской, Псковской и Новгородской областям, Карелии и Удмуртии отец всегда привозил аккуратную папку акварелей, а мама – десятка два перевязанных коробок удивительных солений, варений и маринадов собственного приготовления. В Москве Борис Анисимович с головой уходил в работу над книжной графикой, а Алевтина Власова, разобрав и расставив по полкам свою летнюю добычу, уединялась в мастерской и начинала творить нечто, только ей ведомое. «Готовя выставку, мы так и не сумели «привязать» маму к деревенской теме, поскольку охват тем у нее был поистине космическим. Откуда они брались, не знаю…» Сама художница в своих воспоминаниях писала об этом же: «Всю жизнь я работала. Как могла и хотела, в разных жанрах. Комуто это близко, кто-то это отвергал».
Надо сказать, что если Маркевич всю жизнь работал как книжный график, то Власова перестает работать с книгой довольно рано – с 1960 года она больше занимается станковой живописью и графикой, а чуть позже – коллажем и аппликацией, образцы которой, выполненные при помощи цветной бумаги и туши, трудно не заметить в экспозиции, впервые полно представляющей в Твери двух таких разных художников, какими были Алевтина Власова (1924–2004) и Борис Маркевич (1924–2002).
Источник: Тверская жизнь
24.10.2013 04:02