Проект «Русская Атлантида». Снова в Старицкой обители
В сентябре-октябре 2015 года в рамках пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида» группа художников жила и творила Старицком Свято-Успенском монастыре. Десять дней художники из Санкт-Петербурга жили в обители, создавая свои работы, вдохновляясь красотами древней Старицы, монастырскими видами, непревзойденными пейзажами Волговерховья. Результатом их работы стали написанные в обители и подаренные монастырю картины – творческий отчет живописцев по итогам этого насыщенного периода.
Весной 2016 года Свято-Успенская обитель приняла вторую группу художников в рамках проекта «Русская Атлантида». По благословению наместника монастыря игумена Димитрия (Севостьянова) с 14 по 23 марта одиннадцать живописцев – участников проекта прожили здесь 10 творческих дней.
Команду «Русской Атлантиды-2016» составили: Виктория Аксенова Ирина Печерских, Федор Помелов, Михаил Черный (Москва), Ильдус Вахитов, Екатерина Федулова (Санкт-Петербург), Виктория Сахарова (Великий Новгород), Любовь Малышева (Пермь), Илья Изюмов (Плес), Михаил Тихановский (Сергиев Посад), Сергей Серегин (Сосновый Бор).
Творческим итогом пребывания живописцев стали 14 художественных полотен, переданных в дар монастырю в знак признательности за гостеприимство. Большей частью это виды обители. Есть среди них и пейзажи, отображающие красоту старицких видов рядом с монастырем – на берегах Волги.
По мнению большинства участников и устроителей – пленэр получился. В этот раз – как и в прошлом году – программа пребывания была очень насыщенной: каждый день с восхода и до заката солнца художники проводили на свежем воздухе, бережно перенося пейзажи города и окрестностей на живописные полотна.
Каждый день, после девяти вечера до полуночи работа продолжалась в мастерской, под которую временно выделили подклет Введенской церкви. Здесь живописцы заканчивали этюды, обсуждали работы друг друга, делились опытом. А в это время иеродиакон Паисий, монах Свято-Успенского монастыря, проводил лекции по иконописи, беседы на духовные темы. Особенность такого времяпрепровождения заключалась и в том, что некоторые живописцы выбрали священнослужителя в качестве модели для портретной работы.
Существенная часть пленэрной работы, от которой в немалой степени зависит творческий настрой и общее психофизическое состояние художников, а значит и качество живописи, – обеспечение хороших бытовых условий. Как отмечают живописцы, организация проживания была на высоком уровне, а вкусная постная пища была столь разнообразной, что и не заметили отсутствия скоромного. Матушка Варвара, руководившая этим процессом, и работники монастыря были всегда внимательны и дружелюбны.
Важной и полезной оказалась экскурсия, проведенная известным старицким краеведом Александром Шитковым, который смог ответить пытливым экскурсантам на все интересующие их вопросы, увлеченно рассказывая о монастыре, его святых насельниках, и в целом о Тверском крае.
Уже стало хорошей традицией проводить в рамках проекта «Русская Атлантида» творческие встречи с учениками детских художественных школ. Ребята из Старицкой ДШИ не раз приходили в монастырь и с интересом наблюдали за пленэрной работой художников, которые с удовольствием делились с юными живописцами своими секретами, вовлекали в творческий процесс. Кульминацией стал мастер-класс Виктории Аксеновой (Москва) во время итоговой выставки работ.
В финальной части проекта, во второй половине 2016 года, работы его участников будут представлены на выставках в Тверском городском музейно-выставочном центре, в Выставочном зале Петербургского СКК. Также в рамках мероприятий, посвященных 10-летию Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ, экспозиция посетит Италию (Безана, 17-25 сентября, и Бари, 27 сентября – 5 октября).
Главное художественное руководство проектом осуществляют заслуженный художник РФ Людмила Юга и автор-руководитель проекта, заслуженный работник культуры РФ Виталий Васильев.
И живописцы, и организаторы проекта надеются, что их работа, выставки, мастер-классы и творческие встречи будут способствовать исполнению важной просветительской миссии – служить духовно-нравственному оздоровлению общества, привлекать внимание руководства страны и социально-ответственных сограждан к необходимости возрождения и сбережения уникальных памятников истории и культуры, вовлекать малые города в туристические маршруты и инициировать государственные программы развития регионов.
***
Прямая речь:
«Для меня честь находится в этом духовном и славном месте, и среди единомышленников заниматься общим делом – воспеванием красоты земли русской». Сергей Серегин (Сосновый Бор)
«Мне как самому молодому участнику было очень интересно познакомиться с творчеством современных представителей разных школ реалистической живописи, наблюдать авторский почерк каждого художника». Екатерина Федулова (Санкт-Петербург)
«Наше общение, обмен опытом дают новый заряд для творчества». Любовь Малышева (Пермь)
«Работая в монастыре, мы понимаем, что пишем не просто картины, а создаем нечто большее». Виктория Сахарова (Великий Новгород)
«Понравились встречи с отцом Паисием: он делился своими духовными знаниями, а его лекция расширила мои познания в сфере иконописи». Михаил Черный (Москва)
«Атмосфера в монастыре особая… Я как человек, не принадлежащий к православной вере, сделал для себя несколько важных открытий, связанных с христианскими обрядами (например, молиться до и после трапезы)». Ильдус Вахитов (Санкт-Петербург)
«Мастер-класс для детей и выставка прошли на высоком уровне. Необходимо больше таких воспитывающих моментов: дети очень восприимчивы ко всему новому, и надо поддерживать в них интерес к искусству, к духовности». Виктория Сахарова (Великий Новгород)
«Я остался очень довольным своей работой здесь: кухня и условия – отличные, никакого творческого диктата, все уникальные объекты в шаговой доступности, даже уезжать не хочется». Федор Помелов (Москва)
«В 2014-15 годах в проекте приняли участие более пятидесяти живописцев из 12 городов России. По результатам пленэрной работы было написано более 500 живописных полотен, проведено несколько выставок. В 2016 году проект выходит на новый уровень: количество участников увеличивается вдвое, а 2 итоговых выставки в Европе выводят «Русскую Атлантиду» на международный статус». Виталий Васильев руководитель проекта (Санкт-Петербург)
«Знакомство с историей города, монастыря и его святых насельников помогает живописцам по-особому подходить к своей работе». Ирина Дашевская, координатор проекта (Санкт-Петербург)
***
ПРОЕКТ «РУССКАЯ АТЛАНТИДА»
Проект реализуется в рамках Общественно-просветительской программы «Преемственность», способствующей актуализации памяти и осознанию ценности малой Родины. Устроители считают, что именно сейчас на незаслуженно забытые исторические города возложена важная для современности функция – хранителей культурной памяти об истоках.
Идея устройства серии пленэрно-выставочных проектов родилась в Калязине (Тверская область), где и располагается главный смысловой символ – всем известная колокольня, единственное уцелевшее строение затопленного старинного города. Изначальный замысел проекта заключался том, чтобы максимально широко раскрыть тему утраченных памятников истории и культуры, пострадавших во время техногенного строительства. За всё время строительных работ в нашей стране в зону затопления попало несколько городов на Волге, Оби и Енисее. Два из них прекратили свое существование, остальные были перенесены на новое место. Погибли или сильно пострадали такие города как Молога, Корчева, Весьегонск, Пучеж, Спасск-Татарский, Шагонар, Болгар, Ставрополь-Волжский, Учма, Мышкин. К городам, пострадавшим от затопления, можно отнести даже знаменитый Углич, часть памятников которого также была разрушена во время строительства ГЭС. Навсегда ушла под воду историческая часть города Калязина, в том числе его две жемчужины – Троицкий монастырь и Николаевский собор. Осталась стоящая посреди волжских вод колокольня Никольского собора – как напоминание о старом городе и как символ варварства и беспамятства, трагических богоборческих лет, на долгие годы накрывших Россию.
Развивая работу над проектом, организаторы осознали, что необходимо раскрывать тему гораздо шире, донося до широкой аудитории максимально выпукло всю сложную духовно-нравственную апокалиптическую сущность именно советского богоборчества, требующего сегодня исторического осмысления, осуждения и общественного покаяния. Богоборчества, деформировавшего сами фундаментальные гуманитарные основы русского общества, гробившего не только материальную культуру, деревни и города, монастыри, храмы, но и поправшего нормы традиционного православного общежития, покрывшего позором бесчестия и вероотступничества многие поколения заблудших людей, исковеркавшего миллионы душ и человеческих судеб.
Пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида» имеет широкую географию и воплощается в течение всего года, вовлекая в творческое сотрудничество высокопрофессиональных мастеров кисти, работающих в жанре пейзажной реалистической живописи. Только весной 2016 года в пленэрной работе приняли участие около 100 живописцев из более 30 городов России. В их числе: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и ближайшее Подмосковье, несколько городов Ставрополья и Краснодарского края, Поволжья и Урала.
ФотогалереяВидеоматериал о проекте
fondumstar.ru
Пострадавшая с тяжёлыми травмами была госпитализирована в медучреждение.
Авария произошла на улице Советской рядом с Тверским краеведческим музеем днём 27 марта. ГТРК