Свой флаг на крейсере поднял командир отряда боевых кораблей, наш земляк, контр-адмирал А.И. Бестужев-Рюмин
https://vedtver.ru/news/93031Впервые я узнал это имя полвека назад, когда побывал в селе Рыбинское Заручье Максатихинского района и увидел памятник на могиле. Контр-адмирал Анатолий Иванович Бестужев-Рюмин был похоронен на своей малой родине. Гроб с телом флотоводца привезли из Петрограда в село матросы.
Будущий контр-адмирал родился в усадьбе своих предков 10 декабря 1873 года. Отец, Иван Алексеевич, долго был холост, женился поздно на Екатерине Андреевне Вымойниной. У них было трое детей, Анатолий – младший. В пять лет он остался без отца на попечении матери.
Анатолий с детства мечтал о морской службе и в 1887 году поступил в морской кадетский корпус в Петербурге. Подготовил его Арсений Михайлович Данчич, преподававший в морском корпусе. На дочери Данчича Татьяне Анатолий женился, в 1910 году у них родилась дочь Анастасия. Учебу Бестужев-Рюмин окончил с отличием и был награжден золотым значком.
В сентябре 1893 года был произведен в мичманы, в 1898 году – в лейтенанты. Принял принципиальное решение, что будет жить на жалованье, и юридически оформил крестьянам на свои земли дарственные, которые и вручил им в очередной приезд в Рыбинское.
В 1896 году Бестужев-Рюмин в первый раз попал на Дальний Восток, где служил на транспорте «Якут», затем в 1897–1898 годах – на крейсере «Забияка». В 1900–1901 годах в составе экипажа эскадренного броненосца «Севастополь» совершил плавание из Кронштадта в Порт-Артур, в 1903 году вернулся в Кронштадт. Началась война с Японией. Анатолий Иванович отправился на фронт и вновь был назначен на броненосец «Севастополь». Корабль неоднократно участвовал в морских сражениях и нанес большой урон противнику. Бестужев-Рюмин проявил в этих боях доблесть и геройство. «Севастополь», во избежание пленения, был по приказу командования затоплен на большой глубине.
За отличие в боях с японцами и труды при обороне Порт-Артура Анатолий Иванович Бестужев-Рюмин был досрочно произведен в капитаны II ранга и награжден золотой саблей с надписью «За храбрость», орденами Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени с мечами.
В декабре 1908 года Анатолий Иванович вступил в командование своим первым кораблем – эскадренным миноносцем «Москвитянин». В 1910 стал капитаном первого ранга. 4 июня 1911 года, за 12 дней до спуска на воду головного дредноута «Севастополь», его командиром был назначен Анатолий Иванович Бестужев-Рюмин. Корабль был назван в честь погибшего в русско-японскую войну броненосца, знамя которого хранилось в раме под стеклом на новом дредноуте. Так судьба связала офицера с двумя «Севастополями».
На Белом море и Ледовитом океане многочисленные транспортные суда нуждались в защите от кайзеровских подводных лодок и мин. Для парирования этого удара была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана. Морское министерство приняло предложение Японии купить у нее наши бывшие корабли, затопленные в Порт-Артуре и Чемульпо.
20 февраля 1916 года Анатолий Иванович Бестужев-Рюмин был за отличие произведен в контр-адмиралы и назначен начальником Отдельного отряда судов особого назначения. Отдельный отряд особого назначения составили корабли «Варяг», «Пересвет», «Чесма». Совместными усилиями офицеров и команд удалось подготовить к дальнему походу машины и котлы, произвести нужные переделки корабельной артиллерии. Большим ударом был выход из строя «Пересвета», который в густом тумане выскочил на камни. Свой флаг адмирал поднял на «Чесме».
18 июня в два часа дня крейсеры снялись с якорей и под протяжные гудки всех кораблей, стоявших в порту, вышли из Владивостока. На «Чесме» взвился сигнал: «Адмирал показывает курс».
И вот Средиземное море – театр военных действий. Трагическая судьба настигла догоняющего отряд «Пересвета», корабль подорвался на мине, поставленной германской подводной лодкой.
В Порт-Саиде получили телеграмму от командования, что «Чесма» оставляется в Средиземном море и должна идти в Александрию, а оттуда к союзному флоту в Пирей.
7 сентября адмирал А.И. Бестужев-Рюмин перешел со штабом на «Варяг», поднял свой флаг, снялся с якоря и вышел в Средиземное море. Здесь уже в любой момент корабль мог быть атакован подводными лодками. 22 сентября 1916 года «Варяг» вошел в Тулон, где ожидал его пятитрубный «Аскольд».
В Атлантическом океане «Варяг» и «Аскольд» встретили жестокий шторм. В походе у «Варяга» стронулись фундаменты части котлов, были разбиты шлюпки и продавлен наружный борт. Очевидцы вспоминали, когда «Варяг» и «Аскольд» вышли на рейд Ливерпуля, они имели вид кораблей, только что испытавших бой. Наконец последний переход – и крейсеры вошли в Кольский залив на мурманском берегу.
В Мурманске, возможно случайно, в какой-то момент сорвался корабельный трап, и Анатолий Иванович с огромной высоты упал в ледяную воду. Видимых последствий замечено не было, командир продолжал исполнять свои обязанности, и 18 марта 1917 года им было направлено телеграфное донесение о том, что «немецкие подводные лодки количеством до семи появились у входа в Кольский залив, атаковали наши дозоры. Все что можно выслать защиту подходов. Особенно настаиваю на присылке миноносцев».
А через пять дней была отправлена трагическая телеграмма: «В полночь на 23 марта скоропостижно скончался контр-адмирал Анатолий Иванович Бестужев-Рюмин, тело адмирала было отправлено в пятницу на Петроград пассажирским поездом…». В Петрограде были отданы последние почести Анатолию Ивановичу, попрощались с ним родные, близкие, друзья, сослуживцы.
В Рыбинском гроб с телом сына ждала безутешная мать. Екатерина Андреевна уже получила от офицеров и команды полное любви к своему скончавшемуся адмиралу письмо-телеграмму, которое начиналось словами: «Плачем вместе с тобой…». На могилу адмирала от имени офицеров и команды был возложен серебряный венок. На похоронах провожающие его матросы поднимали и опускали Андреевский флаг.
Памятник, который я видел полвека назад, со временем обветшал. В 2010 году усилиями местных и областных властей на могиле контр-адмирала А.И. Бестужева-Рюмина был установлен новый памятник.
А крейсер «Варяг» ненадолго пережил адмирала. В Мурманск он прибыл в плачевном состоянии и был отправлен на ремонт в Англию. Советское правительство отказалось платить за ремонт, и англичане крейсер конфисковали, а затем передали германским фирмам на слом. В 1925 году «Варяг» при буксировке затонул и впоследствии был взорван.
Евгений ШИМИН
Читайте последние новости Твери в соц. сетях: