Если посмотреть вокруг себя, стараясь выключить из обзора многоэтажки на площади Капошвара, мост и видимый отовсюду торговый центр «Олимп», то, даже выключив воображение, можно увидеть, как это могло быть шесть веков назад.
Так же стояли лавки ремесленников, и мастера, одетые соответственно своему профессиональному и социальному статусу, так же усердно трудились, изготавливая предметы, нужные в жизни. Вот, гончары перестают крутить свой гончарный круг, чтобы снять только что сделанный, еще влажный горшок. Кузнецы раздувают огонь, который окрашивает металл в белый цвет, и искры летят от ударов молотков. Здесь же, на столах, разложены кованые ножи, лошадиная упряжь, домашняя утварь, всякие интересные вещицы, а на соседних столах – кольца и браслеты, амулеты и платки, предметы из кожи и глины.
Кстати, можно купить картинку, отпечатанную на механическом прессе наподобие станка Ивана Федорова. Молодой печатник рассказал, что с помощью таких сооружений на ярмарках печатались указы и лубки. И тут же показал, как это делается. На деревянную доску с вырезанным барельефом нанес краску, сверху положил лист бумаги.
– В то время она стоила очень дорого, потому что была привозная – свое бумагоделательное производство появилось только в XVIII веке. А делали бумагу из старых тряпок, – сказал мастер, прижал бумагу сверху другой доской и отправил все это под пресс. И вот результат – картинка, на которой изображена коза, снизу текст: «Коза гишпанская, платье заморское – не то, что наше московское». Как пояснил печатник, на этом лубковом листе высмеивается подражание Западу и слепое следование моде.
Две девушки, одетые в джинсы и куртки, весело общаются со своей ровесницей из прошлого, принаряженной по этому случаю в новую рубаху, сарафан и чугу – это верхняя одежда, напоминающая плащ. Тут же резвятся скоморохи, устраиваются потешные бои, катаются на качелях дети, озабоченно и делово устремляется куда-то группа необычно выглядящих персонажей, и все это движение озвучивает соответствующая музыка.
А открыл фестиваль тверской князь, прибывший по реке на ладье «Бодрич». Его уже встречали местные жители, только что получившие короткий урок по славянскому этикету. Они приветствовали его земным поклоном, а он им отвечал величественно:
– Здрав будь, люд тверской!
Люд тверской хотел везде побывать, все посмотреть, все успеть – в этой мастерской примерить воинское облачение, в другой – поучиться играть на гуслях, постоять перед сценой, посмотреть на музыкантов, которые на аутентичных инструментах играли музыку средневековой Европы и Руси, и послушать, как современный «металл» сочетается со звучанием волынки. В тире новичкам показывали, как стрелять из лука, гончары рассказывали о своем искусстве, в музее демонстрировали походное убранство древних воинов.
Неожиданно много слушателей собрал лекторий под открытым небом, посвященный подвигам Михаила Тверского, где преподаватели ТвГУ, кандидаты исторических наук прочитали лекции: Сергей Богданов – о фальсификации истории, Дмитрий Воробьев – о Бортеневской битве. Сам фестиваль посвящен 700-летию подвига Михаила Тверского и 650-летию преставления Анны Кашинской.
– Праздник с каждым годом расширяется – впервые на фестивале прошли мастер-классы по работе на печатном станке и по изготовлению бус, – сообщил нам зампредседателя областной молодежной организации – военно-патриотического фольклорно-этнографического историко-реконструкторского клуба «Дружина» Сергей Татти.
На поляне было развернуто пять тематических зон, рассчитанных на разные возрастные группы и интересы. В частности, на главной сцене «Потешище» прошли мастер-классы по танцам, показательные выступления по историческому фехтованию и выступления групп, играющих фольклорную музыку. Для детей был организован «Играй-город» с подвижными и настольными играми.
– Мы постарались сделать так, чтобы было интересно всем, – сказал Сергей Татти, – каждый, кто пришел сюда, нашел себе занятие по душе, даже зритель искушенный, много знающий, много читающий. Наверное, это самое главное – визуализация истории. Вообще движение реконструкции связано с тем, что люди воссоздают историю в виде материальных предметов. Одно дело – слушать лекции и читать книги, совсем другое – увидеть это вживую, потрогать. Вот что производит самое сильное впечатление.
Все это стало возможным благодаря клубам исторической реконструкции из разных городов России, принимавшим участие в ежегодном тверском фестивале, который восходит к традициям средневековых городских фестивалей и ярмарок.
Самым ярким событием «Княжества тверского» стал конный рыцарский турнир, организованный профессиональным коллективом из Санкт-Петербурга – межрегиональным военно-историческим объединением «Кавалерия». Облаченные в доспехи, наездники на всем скаку подбирали с земли платок копьем, ловко попадали им в висящее на шесте кольцо и даже с ходу разрубали напополам яблоко, укрепленное на голове смельчака. Показательные выступления клубов исторической реконструкции на фестивале проходили в девятый раз, но такое жители Твери видели здесь впервые.
Важно назвать всех, без кого праздник был бы невозможен. Во-первых, организаторов – администрацию города Твери, исторический клуб «Дружина» и Министерство туризма Тверской области. Им помогали отдел гражданско-патриотического воспитания подростково-молодежного центра и ребята из «Волонтеров Победы», которые провели игру по Куликовской битве. Среди непосредственных участников – музыкальные группы «MYSTTERRA», «Компас Маури», «Птица-Гром» и «Дырявый Лапоть», мастера-ремесленники Леонид Григорьев, Дина Елисеева, Лев Беляев, Егор Стратович, Елена и Виктор Мизгиревы, специалисты из «Мира гуслей», судейская бригада турнира во главе с Екатериной Поликарповой и, конечно, сами бойцы турнира и профессиональных боев. Автор: Марина БУРЦЕВА
Источник: Тверская жизнь
27.09.2018 12:06