Пионер цветной фотографии

  • 3 фото

     Осенью 1989 года в санатории Генеральной прокуратуры СССР под Дедовском группа ученых и деятелей культуры примерно неделю работала в жанре «мозгового штурма», создавая модель Лицея древнерусской культуры им. Андрея Рублева. Среди нескольких десятков авторов проекта были академик-филолог Александр Панченко, философ Олег Генисаретский, председатель Союза писателей Валерий Ганичев, богослов Валентин Никитин, писатель Владимир Солоухин… Мне поручили вести группу «Образ жизни». Из зарубежных участников особенно запомнился и был полезен занимающий этот пост и поныне директор библио­теки Конгресса США, специалист по русской культуре доктор Джеймс Биллингтон.

    Мы оказались с ним за одним столиком в ресторане и много о чем поговорили за эти дни. В одной из бесед во время вечерней прогулки по берегу Москвы-реки я коснулся коллекции фотографий Сергея Прокудина-Горского, одного из основоположников цветного фото и цветного кинематографа, купленной в 1948 году биб­лиотекой Конгресса у потомков великого изобретателя и фотомастера. Я посетовал на то, что в нашей стране эти снимки остались в ограниченном числе на старых открытках, между тем как на многих сотнях негативов запечатлены виды русских городов, пейзажи, жанровые сценки, образы известных людей.

    В то время компьютер только начинал входить в российскую действительность, но в США он уже был весьма привычным явлением. Помнится, я с большой настойчивостью начал говорить о том, что библиотека Конгресса просто обязана познакомить русскую культуру с богатейшим собранием Прокудина-Горского. Доктор Биллингтон даже немножко опешил, а потом вдруг сказал, что обязательно даст поручение своим сотрудникам на оцифровку коллекции. Расстались мы с добрыми чувствами.

    Прошло несколько лет. Я рассказал об этом случае моему московскому знакомому, профессионально занимавшемуся историей фотографии, и узнал от него, что с лета 1991 года коллекция Прокудина-Горского уже постепенно выставляется на сайте библиотеки Конгресса. Биллингтон сдержал свое слово! Теперь мы имеем возможность увидеть свою Родину начала XX века во всей многокрасочности. Конечно, работа по оцифровке огромной коллекции рано или поздно была бы выполнена и без моей пламенной речи, но мне приятно думать о том, что она все же сыграла свою эпизодическую роль в реализации интернет-проекта, выполненного очень оперативно и качественно.

    Звездные дожди

    Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 30 августа 1863 года в родовом имении Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. В 1889 году он окончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где учился у великого Менделеева. Помимо этого, будущий изобретатель изучал живопись в Императорской Академии художеств. Химическое образование он продолжил в Берлине и Париже, где сотрудничал с химиками и изобретателями Жюлем-Эдме Момене и Адольфом Мите, занимаясь вместе с ними разработкой методов цветной фотографии.

    В середине 1890-х годов Сергей Михайлович вернулся в Россию. Женитьба на Анне Лавровой, дочери тверского дворянина, знаменитого металловеда и директора Товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Александра Лаврова, изменила не только его личную жизнь, но и социальный статус. Прокудин-Горский стал директором правления на крупнейшем предприятии своего тестя. В дальнейшем он в основном на собственные средства организовывал фотоэкспедиции по России, вел научные исследования и покупал дорогое оборудование.

    С 1897 года в Императорском русском техническом обществе стали звучать доклады Прокудина-Горского о результатах его фотографических исследований. Так, большой интерес вызвало сообщение «О фото­графировании падающих звезд (звездных дождей)». Ему была поручена организация курсов фотографии при Обществе, он опубликовал первые книги по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». Черно-белые фотографии Прокудина-Горского были представлены в 1900 году на Всемирной выставке в Париже.

    Талантливому ученому — теоретику и экспериментатору — всюду сопутствовал успех. В 1901 году в Петербурге он открыл фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую, а через несколько лет здесь были также размещены лаборатория и редакция журнала «Фото­граф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию статей о принципах воспроизведения цвета.

    13 декабря 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии Адольфа Мите, а в 1905 году запатентовал собственный сенсибилизатор — лучший в мире. Его состав делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. На следующий год вышла брошюра «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» — первое практическое пособие по цветной фотосъемке.

    Начало цвета

    Началом эры цветного фото в России можно считать апрель 1904 года, когда Прокудин-Горский сделал серию снимков в Дагестане, в мае и августе-сентябре — в Финляндии, а в декабре — в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии, где было имение скончавшегося в те дни его тестя Александра Лаврова.

    Первая крупномасштабная фотопоездка Прокудина-Горского по России состоялась в апреле—сентябре 1905 года. Ее итогом стали 400 цветных снимков Кавказа, Крыма и Украины, на основе которых было издано около 90 открыток. В следующем году он знакомил со своими фотографиями и техническими достижениями Европу, участвовал в научных конгрессах и выставках в Риме, Милане, Париже и Берлине, получил золотую медаль Международной экспозиции в Антверпене и медаль за лучшую работу в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

    Важной для русской культуры была поездка Прокудина-Горского в мае 1908 года в Ясную Поляну, где он сделал более 15 снимков Льва Толстого, в том числе несколько цветных фотопортретов, отметив, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Он фотографировал также членов царской семьи, но эти снимки пока обнаружить не удалось. Сделанные им в Эрмитаже фотографии древних ваз впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета. Сергей Михайлович много выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы.

    Россия в кадре

    Апогеем деятельности Прокудина-Горского стал грандиозный проект, в ходе реализации которого автор намеревался запечатлеть в цветных фото­графиях современную ему Россию, ее культуру и историю. В результате аудиенции у императора Николая II ему был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон, для работы на водных путях — пароход с командой и моторная лодка, а для съемок Урала — автомобиль «Форд». Имперская канцелярия выдала фотографу документы, дававшие доступ во все места страны, а чиновникам было предписано помогать ему в путешествиях.

    В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Европейской России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов, бытовые сцены. Царь был впечатлен представленными ему фотографиями Мариинского канала и промышленного Урала. Сергей Михайлович совершил затем фотоэкспедиции в Туркестан, снимал объекты в Тверской, Ярославской и Владимирской губерниях, фотографировал места, связанные с Отечественной войной 1812 года. Летом 1916 года он сфото­графировал участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова.

    В Самарканде Прокудин-Горский испытал созданный им киноаппарат для цветной киносъемки, а с началом Первой мировой войны создавал фото­хронику боевых действий. Впоследствии он занялся цензурой прибывающих из-за границы кинолент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолетов аэрофотосъемке.

    Изобретатель добился уменьшения выдержки при цветной фотосъемке до одной секунды. Он также увеличил возможности тиражирования конкретного снимка, а придуманный им способ изготовления дешевых цветных пленочных диапозитивов для кинематографии запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии.

    В последний раз коллекция фотографий Прокудина-Горского демонстрировалась 19 марта 1918 года в Зимнем дворце, а в конце лета Прокудин-Горский покинул Россию. Благодаря стечению обстоятельств он сумел вывезти из СССР во Францию около 2300 негативов.

    Очень существенным для истории отечественной технической мысли является факт выдачи ему в 1922 году английских патентов на фотоаппарат для цветной кинематографии и оптическую систему для получения одним экспонированием трех негативов через светофильтры.

    Переехав в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с создателями кино братьями Люмьер. Он собирался сделать большую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний, и эта идея частично была реализована сыном мастера – Михаилом. Сергей Михайлович скончался в Париже 27 сентября 1944 года, через несколько недель после освобождения города от немцев, и похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

    *  *  *

    Прокудин-Горский сделал обширную и прекрасную по ракурсам и качеству серию цветных фотоснимков в Тверской губернии, которые сейчас благодаря проекту библиотеки Конгресса доступны всем. В 2000 году было заново выполнено сканирование всех 1902 стеклянных негативов из его коллекции c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм; файлы имеют размер около 70 Мбайт. Среди изображений — исток Волги и Ольгин монастырь, Нилова пустынь, многочисленные виды Ржева, Зубцова, Старицы, Твери и других мест. К сожалению, пока они не изданы единым альбомом, как это уже сделано в других областях. В России ныне действует Народный проект восстановления оставшейся в нашей стране части наследия Прокудина-Горского. Восстановлено уже несколько сотен фотографий.

    Младший брат выдающегося изобретателя Владимир Прокудин-Горский был дворянином, видным общественным деятелем, начальником 5-го земского участка Старицкого уезда. Наверняка Сергей Михайлович навещал брата в его имении под Старицей во время своей фотоэкспедиции по Верхней Волге.


     

     
    По теме
    28 марта Детский музейный центр Тверского краеведческого музея принял участие в семинаре по организации работы инклюзивной творческой мастерской.
    Фото: Правительство Тверской области 28 марта на заседании Правительства Тверской области , которое провёл Губернатор Игорь Руденя, выделены средства на поддержку сельских учреждений культуры и их работников,
    28 марта на заседании Правительства Тверской области, которое провёл Губернатор Игорь Руденя, выделены средства на поддержку сельских учреждений культуры и их работников,
    27 марта Сотрудники Отдела природы Тверского государственного объедиенного музея Константин Макаров и Татьяна Палкова приняли участие в работе в составе жюри областного конкурса творческих работ,
    Беседу "История создания Летнего сада" для участниц кружка "Надежда" при КЦСОН Западнодвинского округа провели сотрудники Центральной библиотеки.
    В Твери иномарка сбила 23-летнюю девушку - ГТРК Пострадавшая с тяжёлыми травмами была госпитализирована в медучреждение. Авария произошла на улице Советской рядом с Тверским краеведческим музеем днём 27 марта.
    ГТРК
    IMG 7619 - Газета Авангард 22 марта в зале совещаний администрации округа состоялось внеочередное заседание Думы Западнодвинского муниципального округа.
    Газета Авангард
    Новости Твери, 26 марта. — Она уже сдавливала внутренние органы. Фото: ГКБ №6, Тверь; pxhere.com Хирурги ГБУЗ ГКБ №6 в Твери удалили у пациентки 30-сантиметровую доброкачественную опухоль (липому).
    Афанасий-биржа