и другие находки театрального фестиваля «Тверское золотое кольцо»
С 5 по 12 ноября в Твери проходил Всероссийский фестиваль современной драматургии малых форм «Тверское золотое кольцо». В нем участвовало семь спектаклей из Твери, Вышнего Волочка, Вологды, Пскова. Обязательное условие – не дольше двух часов, не больше пяти человек на сцене. Мероприятие было приурочено к 35-летию Тверского дома актера. К слову, я наблюдала фестиваль с весьма необычного ракурса: из кресла члена жюри
Нас было трое. Ирина Мягкова из Москвы – умная и ироничная женщина, профессиональный театральный критик, широко известный в России и за ее пределами. Виктор Бабковский – кандидат искусствоведения, поэт и философ, наставник творческой студии «Иволга». Ну и я. Задачей жюри было оценить качество спектаклей и в итоге определить номинации. Поэтому после спектаклей шли бурные обсуждения – на фоне декораций с уставшими актерами, вышедшими из-за кулис режиссерами и завлитами. В это время Ирина Григорьевна как рентгеном просвечивала все спектакли и о каждом могла наговорить, наверное, «Войну и мир». Виктор Николаевич делал философские обобщения. А я замечала некоторые детали. В итоге номинации сложились так.
Лучшая роль второго плана: Алексей Кузнецов и Наталья Соколова
«Второстепенные» роли особенно удались в спектакле «Клинч» Вышневолоцкого драмтеатра. Его показали на камерной сцене театра драмы в Твери. Спектакль поставил директор театра Андрей Кардашов. Он же сыграл одну из главных ролей – Учителя, которого преследует влюбленная пацанка. Эта героиня, прима театра Анастасия Волоцкая, яркая, неожиданная, нервно-пластичная, и «тащила» на себе весь спектакль. Однако именно роли второго плана – сын и мать – плеснули ярких красок и сделали «Клинч» многогранным и объемным, как 3D-пазл.
Сын (актер Алексей Кузнецов) органичен, тонок и харизматичен. Его герой обладает своеобразным чувством юмора: чтобы напугать родителей (или помочь?), он имитируют убийство пацанки. Мать (актриса Наталья Соколова) – «музЭйный» работник, – готовая стать преступницей ради спокойствия своей семьи, также смотрелась очень уверенно. Особенно Ирина Мягкова похвалила ее костюм, расшитый змейками.
Лучшая мужская роль: Александр Софронов
Александр Софронов, актер тверского драмтеатра, стал режиссером и сыграл главную роль в мистической комедии «С тобой». Муж-режиссер и жена – издатель астрологических книжек (Ирина Погодина) любят друг друга, но с трудом уживаются вместе: слишком много претензий, лжи и скандалов. Однако они старательно «совершенствуют» свои отношения – и в итоге оказываются вместе на небесах и даже танцуют под свою любимую песню. Критик Ирина Григорьевна, в противовес своей «мягкой» фамилии, довольно жестко отозвалась о выборе пьесы: мол, в ней нет Бога, а есть только загадочные «они», высшие силы. Однако актерское мастерство в спектакле действительно было на высоте. На награждении все отметили, что в профиль Александр Софронов очень похож на Баталова.
Лучшая женская роль: Алена Данченко
В спектакле «Наташина мечта» Вологодского драмтеатра 24-летняя Алена Данченко сыграла сразу двух героинь: «мамину дочку» в платье с оборками и «оторву» из детдома. Но все же обе они мечтают о любви и стараются жить по совести. Яркая акцентированная игра, полное растворение в роли, огромные глаза, полные слез… На фестивале Алену Данченко назвали «самородком» и «бриллиантом».
Лучший актерский ансамбль: «Кушать подано!»
Прошлой весной тверские актеры Алексей Марков, Тарас Кузьмин, Арсен Агамалян и Галина Сергеева объединились, чтобы поставить спектакль по пьесе Славомира Мрожека «В открытом море». В итоге вышел творческий проект под названием «Кушать подано!». Трое героев оказываются в открытом море на плоту – точнее, на перевернутом столе с табличкой «Reserved» – и решают, кто из них будет съеден. Спектакль, поставленный Алексеем Марковым, получился многослойным, как пирог: здесь и политика, и социальная иерархия, и христианская мораль. Абсурдистская пьеса Мрожека на глазах превращается в КВН, однако нельзя отрицать: актеры прекрасно чувствуют и дополняют друг друга. За это они и получили свой диплом и по маленькой фляжке, расшитой златом-серебром.
Лучшая режиссура, Гран-при фестиваля: «Песочница»
Премьера спектакля «Песочница» по пьесе польского драматурга Михала Вальчака прошла в ТЮЗе этой весной. Спектакль вызвал массу споров и разнообразных трактовок. Одни рассуждают про становление отношений Его и Ее, небанально раскрытое в спектакле: первый поцелуй, первая ссора, первое больное расставание… Другие видят в спектакле картину земли после ядерного взрыва: песочницы исчезли, некому стало там играть. С каждым новым просмотром в «Песочнице» открываются все новые пласты смысла. «Это полноценное произведение искусства», – отметила обычно суровый критик Мягкова. Аплодисменты сорвали герои спектакля: Сергей Зюзин, еще недавно актер Театра кукол, и молодая актриса ТЮЗа Наталья Бульканова.
Номинация «За честь и достоинство»
Эта номинация была вручена народной артистке России Наине Хониной. На фестивале ее можно было видеть в спектакле драмтеатра «На закате солнца». Диплом вручал наш земляк – талантливый и крупногабаритный Александр Семчев, артист МХТ и председатель ТО СТД России. Он признался в любви Хониной, которую, кстати, даже молодежь в соцсети «ВКонтакте» называет «гениальной» актрисой. Она же в ответ призналась в любви к сцене, прочитав стихи собственного сочинения.
Коллеги и друзья Хониной, собравшиеся в зале, рукоплескали.
О фестивале – из первых уст
Лариса Солощева, зампредседателя тверского отделения Союза театральных деятелей России, выступила организатором фестиваля «Тверское золотое кольцо». Она рассказывает не о творческой, а о технической части мероприятия, которые, впрочем, всегда связаны:
– Если честно, мы хотели провести масштабный театральный фестиваль, как в 2010 году в Твери. Все регионы проводят фестивали такого уровня один раз в два года. Но для этого требовалось 2–3 млн рублей, а областной комитет по делам культуры выделил 1,5 млн на 8 НКО, связанных с культурой, на весь год. Итого нам досталось 335 тысяч. Я уже отказалась от идеи фестиваля, но увидела «Песочницу». И тогда решила: надо делать. Я рада, что Гран-при получил наш Тверской ТЮЗ. Отмечу, что конкурс-фестиваль, где жюри обсуждает и оценивает работы, – это первое условие для движения вперед.
Любовь Кукушкина
Источник: «Караван+Я»