Тверские раскопки – первые в истории
Мы писали о том, что уже на раннем этапе здесь были найдены монеты тверских князей того самого XV века, в первой трети которого здесь подвизался сам преподобный Савватий, основавший монастырь и почивший здесь в 1434 году.Однако монеты могли попасть сюда и в гораздо более позднее время. Да и об истории самого монастыря они мало что могли рассказать. Но когда археологи обнаружили, что культурный слой не заканчивается на уровне основания собора, а местами уходит глубже, запахло сенсацией.
Даже если бы там обнаружились остатки более древнего деревянного храма, это стало бы очень важным открытием. Но результат превзошел ожидания: по всем признакам собор строился на том месте, где со времени основания монастыря, то есть примерно с конца XIV века, жили его первые насельники. Остатки не одной, а нескольких келий позволяют судить не только о том, в каких условиях жили монахи, но и о том, каков был устав монастырской жизни, каких монастырских традиций они придерживались, и о многом другом.
Самое удивительное состоит в том, что раскопки в окрестностях Твери оказались едва ли не первыми, прикоснувшимися к истории столь древних монастырей. О монастырской истории до сих пор свидетельствовали главным образом письменные источники.
Авторы вышедшей в 2006 году книги «Тверской монастырь Савватьева пустынь» – настоятель Знаменской церкви Андрей Егоров и историк Павел Иванов – высказали предположение о близости устройства Савватьевой пустыни и гораздо более известного Кирилло-Белозерского монастыря и соответственно о следовании монахов общему для обоих монастырей так называемому Скитскому уставу. Однако тверской монастырь возник на 5–7 лет раньше, и, значит, именно он, как и принятый в нем устав, стали образцом для преподобного Кирилла Белозерского.
Теперь это предположение полностью подтвердилось: по обнаруженным остаткам хорошо видно, что кельи стояли вплотную друг к другу и в полном соответствии со Скитским уставом окружали находившуюся в центре обители церковь.
Исторические судьбы монастырей оказались весьма различны. Кирилло-Белозерский стал одним из самых крупных и богатых в России, а Савватьева пустынь, в конце XVII века приписанная к Новому Иерусалиму, потеряла самостоятельное значение и в следующем столетии была упразднена, как и сотни других русских монастырей.
Неопалимая Купина
Еще одна важнейшая черта роднит Савватьеву пустынь с Кирилло-Белозерским монастырем: особое почитание иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».Именно этой иконе был посвящен первый храм тверской обители, поставленный самим преподобным Савватием. Долгое время это был единственный на Руси Неопалимовский храм. Отыскать следы этой древней церкви вряд ли возможно. И потому энтузиасты возрождения если не самой обители, то памяти о ней, среди которых первое место принадлежит, безусловно, отцу Андрею, нашли прекрасное решение: поставить часовню и посвятить ее иконе «Неопалимая Купина».
И отнюдь не случайно эта часовня была освящена именно в те дни, когда история древней обители обогатилась открытиями, совершенными археологами на месте Сретенского собора.
В полдень 5 июня чин освящения часовни совершил митрополит Тверской и Кашинский Виктор.
Часовня в прекрасном сосновом лесу на краю Савватьевского кладбища появилась во многом благодаря трудам и заботам Игоря Михайловича Федорова. Поставленная на восьми больших валунах деревянная часовня всем своим видом обращает души верующих к временам древней и святой Руси, когда наши предки жили и умирали, чувствуя себя под крылом матери-церкви.
К этим же временам после совершения чина освящения призвал обратиться собравшихся владыка Виктор, напомнивший о череде особо памятных для тверитян годовщин, отмечаемых в этом году Русской Православной Церковью. Всей своей жизнью, по словам владыки, святой благоверный князь Михаил Тверской, его благочестивая супруга преподобная Анна Кашинская, Царственные страстотерпцы, как и священномученик Фаддей, и преподобный Савватий Оршинский, подтверждали непоколебимость православной веры, давая нам пример стойкости духа, немыслимой без Божией помощи.
Музей или храм?
Увидев отца Андрея, застывшего в глубокой задумчивости на краю раскопа, я не смог удержаться от вопроса о предмете его размышлений, напомнив о его давнем намерении восстановить Сретенский собор.– Здесь могут быть два пути: один – это собор, а другой... Если накрыть это место большим куполом, можно будет показывать паломникам такое, чего не увидишь нигде, – размечтался отец Андрей.
А мне, естественно, подумалось о том, что уничтожать следы только что сделанных уникальных открытий, как это обычно делается после завершения археологических работ, в данном случае было бы не по-хозяйски.
Туристическая и паломническая привлекательность Савватьева растет из года в год. Пустынька преподобного Савватия, известная чудесными исцелениями, крипта с мощами основателей древнего монастыря в Знаменской церкви – и все это в окружении прекрасного соснового леса, у берегов Орши, где до сих пор не умолкают соловьи – стоит попасть сюда один раз и обязательно захочешь побывать здесь еще и еще.
Открытия этого лета придают побуждениям такого рода новый мощный импульс. Совсем недалеко находится Оршин Вознесенский монастырь с замечательным собором XVI века. А когда в центре Твери завершится восстановление Спасо-Преображенского собора, сам собой родится уникальный маршрут, рассказывающий о нескольких веках русской святости… А если внести в него еще и рассказ о событиях последней войны, отмеченных памятниками в Савватьеве и на волжском берегу у Оршина монастыря, то очевидная перекличка веков не оставит равнодушным никого.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
Источник: Тверская жизнь
10.06.2018 00:30