Не по пути

Не по пути
Фото: www.afanasy.biz

Уже в ближайшее время в сфере пассажирских перевозок Твери и области могут произойти перемены, которые коснутся всех жителей региона. Сокращение количества межмуниципальных маршрутов и возможная отмена единого социального проездного билета может привести к снижению транспортной доступности районов области, а в Твери после проведения конкурсов между перевозчиками может начаться настоящая война. Свою точку зрения о том, когда начался кризис в отрасли, кто в нем виноват и каким образом его можно остановить, нашему изданию озвучил президент Тверского автотранспортного союза Евгений ОРЛОВ

— Количество межмуниципальных маршрутов в Тверской области стремительно сокращается. Многие маршруты еще значатся в реестре регионального министерства транспорта, но пока пустуют. Евгений Викторович, почему перевозчики отказываются выходить на конкурсы?

— Каждый год уменьшается население нашей области, люди переезжают в крупные города и стараются обзавестись личным автотранспортом. Тариф, который, на взгляд перевозчиков, находится ниже рентабельного уровня, не повышают, а акцизы на топливо растут. Но главная, на наш взгляд, причина кризиса — политика двойных стандартов, которую ведет министерство транспорта Тверской области. В 2011 году Законодательным Собранием региона был принят закон №75-ЗО, который регламентировал организацию транспортных межмуниципальных перевозок на территории Верхневолжья. Министерство транспорта должно было в обязательном порядке провести комплексный анализ маршрутной сети региона, расторгнуть бессрочные договоры с перевозчиками и выставить все маршруты на конкурс. Однако этого не произошло. Доходит до абсурда. Например, на маршруты от Твери до Нелидова и от Твери до Конакова конкурсы объявили, а на маршруты в обратном направлении — нет!

Еще один интересный момент: в федеральном транспортном законодательстве сказано, что договор носит рекомендательный характер, поэтому многие предприниматели не ушли с маршрутов, которые обслуживали годами. Например, наш минтранс пытается штрафовать перевозчика, который работает на маршруте №223 (Тверской автовокзал — Черногубово), но тот через суд оспаривает все штрафы. Ведомство выставляет этот маршрут на конкурс, заключает договоры, а буквально через полгода расторгает их. Так было уже несколько раз. В итоге сложилась парадоксальная ситуация. На маршруте №223 работают уже четыре предпринимателя!

Отмечу, что договоры, которые минтранс заключает с победителями проведенных конкурсов, носят кабальный характер, но предприниматели вынуждены их подписывать, потому что в противном случае им придется уйти из бизнеса. Нарушать эти соглашения, даже если у тебя есть очень веская причина, нельзя, иначе ведомство занесет тебя в реестр недобросовестных перевозчиков — «черный список» и отберет у тебя и другие маршруты. Санкции не применяются только в тех случаях, когда договор расторгается по взаимному согласию.

— В последнее время министерство транспорта стало часто пользоваться этой практикой. Так, в конце прошлого года оно по взаимному согласию расторгло договоры с Кимрским и Торжокским АТП. Сейчас с этими же предприятиями заключено временное соглашение на 90 дней.

— Это сделано для того, чтобы поддержать муниципальных перевозчиков. Ведомство сократит количество отправлений по убыточным маршрутам (а таких большинство), допустим, с шести до четырех в день, а затем снова выставит их на конкурс. Есть еще один способ — разбить те же шесть отправлений на разные лоты. АТП подадут заявку только на некоторые из них, повысив таким образом рентабельность своей деятельности.

— В ближайшее время ведомство повторно выставит на конкурс многие, в том числе социально значимые, маршруты, на которые в прошлом году так и не нашлось перевозчиков. Если никто снова не подаст на них заявки, маршруты могут быть навсегда закрыты. К чему, на ваш взгляд, может привести такая политика минтранса?

— На наш взгляд, таким способом ведомство хочет сократить маршрутную сеть. Так, количество социально значимых маршрутов только с июня по декабрь 2013 года уменьшилось с 108 до 92. Иногда маршруты закрывают из-за невнятной политики минтранса. Например, маршрут Осташков—Ржев обслуживал перевозчик, входящий в наш союз. С ним расторгли бессрочный договор, маршрут выставили на конкурс, но желающих выполнять кабальный договор не нашлось, поэтому маршрут закрыли.

Сокращение маршрутной сети уже в ближайшее время может привести к полной ликвидации социальных перевозок в регионе, резкому ухудшению транспортной доступности многих районов области и к стагнации и без того проблемной транспортной отрасли региона. Эти процессы постепенно идут уже много лет, но сейчас могут ускориться в разы.

Убыточные маршруты были всегда, но без обслуживания они не оставались. В то время департамент транспорта Тверской области давал крупным перевозчикам и прибыльные, и невыгодные маршруты. Таким образом, соблюдался баланс. Хорошо отлаженная система была разрушена несколько лет назад. Нашему минтрансу ничего не мешает возродить ее, но оно почему-то этого не делает.

— Вот уже полгода предприниматели, которые осуществляют заказные перевозки, обязаны согласовывать с министерством транспорта места остановочных пунктов. Ваш союз активно выступает против этого нововведения.

— Во-первых, федеральное законодательство не содержит данной нормы, во-вторых, по нашему мнению, она фактически «убивает» все заказные перевозки в регионе. Допустим, вечером я узнаю о том, что завтра мне нужно вести туристов из Твери в Торжок. Возникает вопрос: успеет ли минтранс согласовать со мной остановочные пункты? Конечно, нет. Отмечу, что ведомство уже пыталось штрафовать перевозчиков, ссылаясь на эту норму, но они при поддержке нашего союза оспорили все штрафы через суд. Сейчас она на практике не применяется.

Не секрет, что это нововведение было принято для борьбы с предпринимателями, которые осуществляют заказные перевозки по самым популярным регулярным межмуниципальным маршрутам. Мне, как перевозчику, который работает на больших автобусах, курсирующих через вокзал Твери, данная ситуация тоже не нравится, но я понимаю, что эти ребята работают вполне законно, развивая конкуренцию на этом рынке. А что делать предпринимателям, если купить большой автобус у них нет возможности, а на конкурсы их не пускают? К сожалению, все идет к тому, что вскоре на рынке транспортных услуг могут остаться только небольшие фирмы — им проще выжить.

Я считаю, что каждый муниципалитет должен принимать активное участие в развитии конкурентной среды. Столица Верхневолжья является хорошим примером для подражания. Так, благодаря поправочному коэффициенту размер налога на вмененный доход для предпринимателей Твери уменьшается в шесть раз!

— С 1 апреля 2013 года стоимость единого социального проездного билета (ЕСПБ) была увеличена сразу в четыре раза — с 60 до 240 рублей. Как это отразилось на транспортной отрасли?

— Мы считаем, что данное решение не было продуманным. Так, уже в апреле количество проданных социальных билетов упало почти в два раза — с 54 до 36 тыс. штук. По нашим подсчетам, за 2013 год перевозчики получили из бюджета региона на 75 млн рублей меньше, чем планировали изначально. Муниципальные предприятия Твери МУП «ПАТП 1» и МУП «ГЭТ» вообще оказались на грани банкротства. Таким образом, перевозчики лишились еще одной возможности хоть как-то сбалансировать свои потери. Ходят слухи, что из-за дефицита регионального бюджета весной этого года ЕСПБ в Твери и области могут вообще отменить. Если это произойдет, на муниципальном транспорте и социальных перевозках в регионе придется поставить крест.

— Может быть, властям Твери стоит пойти по пути Петрозаводска, власти которого, чтобы наполнить пустующий муниципальный транспорт, с января снизили стоимость проезда в нем с 17 до 10 рублей? Эта мера принесла свои плоды — количество пассажиров возросло сразу в два раза.

— Я думаю, что в Твери такой шаг не принесет результата, слишком уж велика конкуренция со стороны маршруток. Они быстрее и комфортнее. Но с другой стороны, маршрутная сеть областного центра сильно перегружена. В городе работает около тысячи автобусов малой вместимости. Совсем скоро станут известны результаты исследования пассажиропотока, на основании которого будет оптимизирована маршрутная сеть. После этого администрация Твери обещает провести конкурсы, которых не было уже два года. В первую очередь это выгодно крупным перевозчикам Твери. Но в городе работают сотни предпринимателей, владеющих двумя-тремя машинами. Я уверен, что они, проиграв конкурсы, не уйдут с маршрутов. В областном центре может начаться настоящая маршрутная война.

И самое главное — никто не знает, каким образом ее избежать. Например, в Томске подобную проблему решили сами предприниматели. Объединившись в мощное сообщество, они разработали свою маршрутную сеть, а также выработали единые правила работы. Если в городе появляется нелегальный перевозчик, они параллельно с ним пускают свои автобусы, возя всех бесплатно до тех пор, пока конкурент не разорится. Власти предпочитают активно сотрудничать с такой силой.

А в Липецке транспортную проблему решили иначе, убрав силовым решением из города всех частных перевозчиков. Но у Твери совсем другой менталитет. У нас такой сценарий не пройдет.

— В конце прошлого года перевозчики написали открытое письмо президенту Владимиру Путину, высказав свою обеспокоенность ситуацией, которая сложилась в транспортной отрасли. Получили ли вы реакцию на ваше обращение?

— Свои подписи под письмом поставили более 100 предпринимателей, которые входят в ТАС и некоммерческое партнерство «Приоритет». Это наш конкурент, но мы объединились с ним, чтобы попытаться хоть что-то изменить. В ответ мы получили письмо от правительства Тверской области, в котором сказано, что его сотрудниками запрошены данные, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения обращения. Ответ нам будет направлен в срок до 9 февраля.

Андрей САБЫНИН

 
По теме
29 октября профессиональный праздник отметят работники автомобильного и городского пассажирского транспорта.
26.10.2017 29 октября профессиональный праздник отметят работники автомобильного и городского пассажирского транспорта.
29 октября профессиональный праздник отметят работники автомобильного и городского пассажирского транспорта.
В Твери иномарка сбила 23-летнюю девушку - ГТРК Пострадавшая с тяжёлыми травмами была госпитализирована в медучреждение. Авария произошла на улице Советской рядом с Тверским краеведческим музеем днём 27 марта.
ГТРК
IMG 7619 - Газета Авангард 22 марта в зале совещаний администрации округа состоялось внеочередное заседание Думы Западнодвинского муниципального округа.
Газета Авангард
Новости Твери, 26 марта. — Она уже сдавливала внутренние органы. Фото: ГКБ №6, Тверь; pxhere.com Хирурги ГБУЗ ГКБ №6 в Твери удалили у пациентки 30-сантиметровую доброкачественную опухоль (липому).
Афанасий-биржа
«Добро пожаловать в библиотеку» - Андреапольская ЦБС    В рамках Недели детской книги на обзорной экскурсии в детской модельной библиотеке побывали ученики Бологовской школы.
Андреапольская ЦБС