Роль музеев в патриотическом воспитании молодежи

13 февраля исполняется 212 лет со дня рождения Героя обороны Севастополя в Крымской войне 1854-1855 гг. Владимиру Алексеевичу Корнилову. В деревне Рясня свято хранят память о выдающемся земляке! Благодаря созданию музея вице-адмирала Корнилова о маленькой и тихой Рясе знают далеко за пределами Старицкого района!

Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники да многие взрослые в настоящее время мало знают о подвигах героев России. Поэтому необходимо укреплять живую связь времен и поколений, рассказывая ныне живущим о немеркнущих подвигах народа, приобщая их к истокам героизма дедов. Патриотизм — одна из базовых составляющих личности гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству готовности защищать интересы своей Родины.

В «Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе, как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства»

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Людям по-прежнему  нужны доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, то есть формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности — эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.

Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.

Любой музей, один из самых благодатных факторов воздействия на душу. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно здесь, в музее, перед ребятами и взрослыми раскрываются неизвестные страницы истории родного края, они узнают о значимости и роль в жизни села хорошо знакомых им людей. Музей — это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники.

Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Одно из таких дел – летопись Великой Отечественной войны. В нашем селе велись боевые действия, а значит, жители села являются непосредственными свидетелями тех событий. Многие односельчане сражались на фронте или трудились в тылу на благо общей Победы. Поэтому особо значима работа школьного музея и поисковая работа в родном селе, встречи с односельчанами, их воспоминания. Знакомство с ветеранами помогает сделать изучение истории Родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил. Участвуя в поисковой работе, в конкурсах, мероприятиях ребята узнают трудовую и боевую историю страны, республики, родного села, жизнь известных людей, узнают историю улиц, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности. Проведение ежегодных традиционных дел и акций развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи. Дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это — гражданские поступки.

Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств в виде памятников материальной и духовной культуры. Стержнем любого музея является история.

Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого. В новом осмыслении прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию.

Музей рода вице-адмирала Корнилова В.А. и музей сельской жизни в Рясне с их разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души — хорошая и добрая, умная и содержательная. Без музея сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам и взрослым в силу их любознательности всегда интересны. Здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Одним – фотографии дорогих и близких людей на стендах, другим – история Великой Отечественной войны, кто-то изучает старинные монеты и деньги. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность.

Музейная работа методически разнообразна, и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. В такой работе легко внедряются новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердце посетителей. Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их переживания и реакция на увиденное и услышанное. Да, по-разному мы смотрим, но едины в одном: музей всех заставляет волноваться и переживать.  А раз это так, значит, музей достигает своей главной цели – он воспитывает лучшие качества человека. Поэтому музей и должен хранить память о прошлом ради нашего будущего!

Музей — школа, в которую идут с удовольствием, и знания, которые хорошо запоминаются. У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Музей — Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.

Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы не вправе предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.

Популярность и активная работа в музее не затухает, а возрастает с годами, о чём свидетельствует Книга отзывов.

Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию — сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.

Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании патриотизма у детей и подростков, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям и взрослым.

Добро пожаловать в Ряснинские музеи!

Александр ВОЛНУХИН.

Корниловские чтения — 2018

14 февраля в Ново-Ямской СОШ состоятся XIII Корниловские чтения, посвященные 212-ой годовщине со дня рождения вице-адмирала В.А.Корнилова, по теме «Роль личности в защите Отечества». Начало в 11.00 часов.

13 февраля, в день рождения вице-адмирала В.А.Корнилова, в Рясне пройдут возложение цветов и венков к захоронению рода Корниловых, экскурсии в музее рода Корниловых.

Приглашаем всех  желающих!

 


 
По теме
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье Ожидаются временные проблемы в движении по федеральной автомагистрали М-10 «Россия», которая связывает такие крупные города, как Москва, Тверь, Великий Новгород и Санкт-Петербург.
Новости Твери, 28 марта. — Ее искали несколько дней. Фото: ВПСО Сова Тверь и Тверская область В Твери ВПСО «Сова» нашли 17-летнюю девушку.
В Твери иномарка сбила 23-летнюю девушку - ГТРК Пострадавшая с тяжёлыми травмами была госпитализирована в медучреждение. Авария произошла на улице Советской рядом с Тверским краеведческим музеем днём 27 марта.
ГТРК
IMG 7619 - Газета Авангард 22 марта в зале совещаний администрации округа состоялось внеочередное заседание Думы Западнодвинского муниципального округа.
Газета Авангард
Новости Твери, 26 марта. — Она уже сдавливала внутренние органы. Фото: ГКБ №6, Тверь; pxhere.com Хирурги ГБУЗ ГКБ №6 в Твери удалили у пациентки 30-сантиметровую доброкачественную опухоль (липому).
Афанасий-биржа