Вышневолоцкий областной драмтеатр привез в Тверь спектакль «Морфий».
Для постановки булгаковского рассказа (хотя одни литературоведы называют «Морфий» повестью, а другие считают неофициальной частью сборника «Записки юного врача») была выбрана сверхкамерная сцена в Доме актера. Впрочем, все места были заняты, и организаторам пришлось отыскивать дополнительные стулья. Само булгаковское произведение интерпретировалось актерами и режиссером с акцентом на переживания врача Сергея Полякова, по стечению обстоятельств, ставшего морфинистом. Доктор Поляков долго убеждал себя, что контролирует ситуацию, и он как врач и образованный человек может легко не перейти ту грань, после которой морфий превращается из лекарства в наркотик. Конечно, даже в этом рассказе раннего Булгакова ощущается некий мистицизм: взаимное проникновение, какая-то телепатическая связи двух друзей-докторов Владимира Бомгарда и Сергея Полякова. Актеры умело передали это. В самом начале действо развивается в монологе Бомгарада, выступающего от лица автора, вокруг него кружит бледным приведением Сергей Поляков, всплывающий перед зрителями в тот момент, когда Бомгард вспоминает своего друга, или читает последнее письмо от Полякова с просьбой о помощи, с тем самым злополучным рецептом раствора морфия на оборотной стороне. Бомгард собирается ехать в глухое село Гореловское ,чтобы вылечить друга, толком не объяснившего свой недуг. Но ранним утром Бомгарда будят, ехать никуда не нужно, Поляков здесь, его окоченевшее тело уже привезли. Затем зритель погружается в дневник покойного доктора Полякова, решившего излечить свою зависимость выстрелом в сердце. И уже Бомгард витает вокруг покойного доктора, воскрешая трехмерные образы дневниковых записей. Поляков превращается в наркомана постепенно и почти незаметно, он даже работает под морфием и с успехом лечит пациентов. Но в итоге зависимость берет свое, и у Сергея Полякова уже нет сил вернуться назад к прежней жизни. Здесь стоит отметить игру Алексея Чимичакова, ему удалось примерить на себя образ доктора-морфиниста и показать зрителю всю трагедию расчеловечивания. Морфий, как и любой другой наркотик, берет свою жертву в рабство и становится смыслом всей жизни.
Спектакль «Морфий» был частью презентации «Театральной газеты». Этот проект создан Ксенией Дмитриевой, выигравшей федеральный грант на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида». Конечно, появление в Твери такого специфического издания вызывает много вопросов. Но с другой стороны его поддерживают тверское театральное сообщество, возможно благодаря этой газете популярность местных театров возрастет.
Павел Кириллов