Масленица: этнография или язычество? Впечатления от поездки с ребенком на народные гуляния в Торжке

Масленица: этнография или язычество? Впечатления от поездки с ребенком на народные гуляния в Торжке
Масленица: этнография или язычество? Впечатления от поездки с ребенком на народные гуляния в Торжке
Масленица: этнография или язычество? Впечатления от поездки с ребенком на народные гуляния в Торжке
Фото: www.etver.ru

Масленичная неделя оживила внутренний туризм и вывела на морозный зимний воздух миллионы россиян. Туристические фирмы и учреждения культуры хорошо подготовились и, по сути, импортозаместили «валентинки» блинами. Да, на одну неделю пришлись и Масленица, и День всех влюбленных, и Новый год по восточному календарю, на который сограждане раскошелились еще в декабре.

Учащиеся школы №   17 г. Твери на этой неделе посетили этнографический музей в г. Торжке, на территории которого сотрудниками учреждения культуры была проведена интерактивная игровая программа.


Добрая баба Яга, медведь и бизнес на дровах

Встреча масленицы началась во дворе музея хороводом со скоморохами. Школьники, засидевшиеся было в автобусе, с энтузиазмом восприняли подобную разминку.

Скоморохи рассказали, что «встреча» — название первого дня масленичной недели, а второй день – «заигрыш». В этот день ходили ряженые и проводились смотрины невест. К третьекласникам вышла ряженая коза в маске и привезла на санях обаятельную Бабу Ягу, которая, впрочем, утверждала, что она – Весна. Скоморохи не поверили бабусе на слово и предложили пройти испытание – разбудить медведя. Яга прибегла к помощи детей, но косолапый не явился на зов, зато пришла Весна, рассыпающая по снегу цветы, вырезанные из ткани.

Исполнительница роли Весны была не столь колоритна, как Яга, но медведя разбудила. Мишка, пританцовывая, вышел в круг, сплясал, а сопровождающий его поводырь-цыган не забыл собрать в шляпу добровольные пожертвования. Если танцы и кричалки пришлись по душе почти всем детям, то состязание в перетягивании каната имело абсолютно полный успех. Победила, как всегда, дружба. Завершились зимние игры символическим сожжением чучела. Пожарная безопасность в целом соблюдалась.

Работники музея оказались весьма предприимчивы – для растопки использовались щепки, которые детям было предложено купить по 10 рублей за штуку. На щепках, якобы, нужно написать то, от чего следует избавиться и сжечь – двойки, лень, непослушание. Нашлось немало желающих совершить эту языческую требу и спалить в ритуальном огне кому что вздумается. Впрочем, аниматоры упомянули и о том, что православные христиане в последний день масленицы – Прощеное воскресенье – ходят в церковь.


Козленочком станешь?

Денек выдался морозный и школьники, когда чучело зимы догорело, радостно помчались в здание музея, где надеялись отведать блинов. Но сначала им предстояло ознакомиться с экспозицией музея. По крутой лестнице ребята поднялись в обитую деревом комнату, символизирующую крестьянскую избу. В

углу на полочке стояли иконы, с них святые молча взирали на сценку кукольного театра, представленную зрителям.

Сценка отличалась своеобразием. Дети узнали, что известный персонаж Петрушка имеет фамилию Уксусов, у него две жены – Марфа и Акулина, которую он называет «моя попочка». Петрушка имеет обыкновение бить всех палкой, в данном случае от побоев пострадал немецкий доктор – сам виноват: не лечил, а денег требовал.


Следующее действие заставило вспомнить фильм «Маска» с Джимом Керри. К зрителям вышел аниматор в маске козла, показал, что умеет бодаться, а затем предложил детям примерить на себя личины козликов. Несколько ребят охотно согласились и станцевали в этих масках что-то  напоминающее танцы папуасов.

 

Времена года и дохлый воробей

Здание этнографического музея –памятник купеческой архитектуры древнего Торжка. Вновь пройдя по крутой лестнице, дети оказались в залах музея, повествующих о крестьянском быте. В первом зале была представлена соха и ткацкий станок, а также интерьер избы и хлева. Во втором зале каждый угол посвящался какому-либо  времени года. Панно изображало слияние в русской душе веры православной с языческими обычаями древности. Летом, например, Крестный ход соседствует с прыжками через костер.

В осенней экспозиции интерес детей вызвал дохлый воробей, лежащий на спинке, поджав лапки, рядом с кочаном капусты. Как выяснилось, это чучелко напоминало о том, что в начале сентября, когда Православная церковь вспоминает святого Симеона Столпника, в народе бытовала примета. Август сменяется сентябрем, и все воробьи исчезают с полей. Сказывали, что они слетаются в одно место, где нечистый меряет их огромной меркой, и тех, кто не помещается, он отпускает, а других ссыпает чертям в пекло и убивает. Такой вот экспонат.

Третьеклассникам, даже при такой экзотичной подаче материала, трудно было сохранять сосредоточенность и дисциплину – то ли сказалась усталость, то ли голод, то ли бесенята козлорогие одолевали. Гурьбой рванули дети в столовую, где уже ожидал чай с блинами. Блины и ароматный чай с лекарственными травами понравился всем. На столе были и конфетки типа «дунькина радость» и сушки с маком. Отобедав и купив сувениры – магнитики и глиняные свистульки, школьники отправились в обратную дорогу.


Этнография или язычество

Поездка детям понравилась, но осадочек остался. Несомненно, музей познавательнее цирка, а горячие блины с травяным чаем полезнее бургера с колой. Но что несет этот образовательно-развлекательный коктейль неокрепшим детским душам? Не опасны ли языческие ритуалы и в чем их значение? Пришлось обратится к мнению специалистов.

Павел Павлов, религиовед, обращает внимание, что неоязычество в России зачастую имеет черты тоталитарных сект:

— Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александр Дворкин пишет о вовлечении в секты под видом традиционных славянских обрядов, в его «черный список» включено немало опасных организаций неоязычников. Язычество у восточных славян имело два основных периода развития. Первому были свойственны верования тотемно-анимистического содержания. К тотемным животным восточных славян относят и медведя и козу и многих других. Зооморфные маски пришли из этого периода. Второй период был связан с антропоморфными божествами – Перун, Велес, Макошь и другие. Зооморфные маски найдены при раскопках в Великом Новгороде. Есть мнение, что их надевали скоморохи, другие же ученые считают, что такие маски использовались волхвами при отправлении культа, общении с потусторонним миром, миром предков.

Священник Никольского Собора г. Можайска Московской Епархии Алексей Шляпин предостерегает: хеллоуин, и масленица, и колядки — ягоды с одного поля:

— Масленица не является православным праздником. Это время называется Сырной седмицей — время подготовки к покаянию и посту, а не веселья напоследок. Обычай гулять и веселиться на этой неделе (не говоря уж о таком языческом извращении как сожжение «чучела зимы») противоречит благочестию и не имеет никакого отношения к Православию. Мы в семье принципиально не печём блинов ради масленицы, только если в текущем порядке, потому что мясное нельзя. Эти «блины на масленицу» превратились в сознании народа в какой-то культ, но, повторяю, это не имеет отношения к Православию. Национальное русское язычество — явление не менее богопротивное, чем язычество европейское.

Протодиакон Андрей Кураев утверждает, что увлечение язычеством несет в себе реальную опасность:

— На одну книгу о Православии, продающуюся на уличных прилавках, приходится не менее двадцати книг по оккультизму и язычеству (без учета романов «мистических ужасов»). Да, есть люди, которые нашли свое место в Православной Церкви. Но гораздо быстрее, чем число прихожан в православных храмах, увеличивается в последние годы в России число сторонников языческих практик и различных христианских и околохристианских сект. Язычество — это отнюдь не милая народная этнография, это прежде всего реальность, религиозная реальность. В него можно не только играть. В нем можно пропасть, погибнуть.

 

Вместо эпилога

Динамичное развитие внутреннего туризма в России не может не радовать. Оживление музеев, интерактивные программы, знакомство детей с народным творчеством и традициями – это замечательно. Но экскурсоводы порой излишне увлекаются. В Смоленской области, например, при посещении найденного археологами древнерусского города Вержавск, туристов подвергают обряду «славления», то есть посвящают, будто бы понарошку, в языческий культ. И это

происходит без ведома родителей. Хочется, чтобы, составляя программу, учреждения культуры и туризма серьезнее относились к обрядовой стороне фольклора, не злоупотребляя интерактивным компонентом типа посвящений в разные культы. А блины да перетягивание каната на свежем воздухе детям точно не повредят.

Мария ПАРАМОНОВА

Источник: «Караван+Я»

Ещё новости о событии:

Масленичная неделя оживила внутренний туризм и вывела на морозный зимний воздух миллионы россиян.
18:01 18.02.2018 Караван - Тверь
Масленица: этнография или язычество? Впечатления от поездки с ребенком на народные гуляния в Торжке - eTver.Ru
Масленичная неделя оживила внутренний туризм и вывела на морозный зимний воздух миллионы россиян.
18:01 18.02.2018 eTver.Ru - Тверь
 
По теме
В минувшие выходные волонтеры организовали Масленицу в медновской санаторной школе-интернате для детей, находящихся на длительном санаторном лечении.
В Удомле открыли детскую поликлинику, отремонтированную при поддержке Росатома - Лесной вестник × Программа по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи реализуется во всех «атомных» городах в рамках совместного проекта Росатома и ФМБА После масштабной реконструкции в городе-спутнике Калинин
Лесной вестник
СТИХиЯ прошлась по «Андрюшино» - Газета Старицкий Вестник Участники творческого объединения СТИХиЯ и старичане-активисты увидели, что же такое «Музей, в котором можно жить» — а именно так звучит девиз этого поселения, а, точнее гостиничного этнографического комплекса «Андрюшино»,
Газета Старицкий Вестник