У любителей погреться за чужой счет наступят трудные времена

Конституционный Суд РФ (постановление от 10.07.2018 № 30-П) признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354) (далее - Правила), в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

Положения Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дают рачительно расходующим тепловую энергию потребителям коммунальных слуг, несущим расходы на обеспечение сохранности индивидуальных приборов учета тепловой энергии, их надлежащую эксплуатацию и своевременную замену, основания для законных ожиданий соразмерного снижения платы за отопление, тем более в ситуации, когда многоквартирный дом при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а жилые и нежилые помещения в этом доме были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к данным Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Приведенное нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3.3 и 3.4 приложения N 2 к Правилам, исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Во взаимосвязи с абзацем третьим того же пункта это означает, что возможность учета фактического потребления тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома, оснащенных соответствующими индивидуальными приборами учета, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома (даже применительно к тем многоквартирным домам, все помещения в которых в соответствии с нормативными требованиями должны быть оборудованы таковыми, а на собственников и пользователей этих помещений возлагается обязанность по их надлежащей эксплуатации, обеспечению сохранности и своевременной замене). Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории (собственниками и пользователями помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в многоквартирном доме, в котором не во всех помещениях имеются такие приборы, с одной стороны, и собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, все помещения которого имеют соответствующее оснащение, - с другой), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.

При этом часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение коллективных (общедомовых) приборов и индивидуальных приборов учета и тем самым порождает неопределенность, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ указал, что Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

Вместе с тем, поскольку отвечающее конституционно одобряемой цели охраны окружающей среды и задачам политики государства по энергосбережению добросовестное, законопослушное поведение собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, выражающееся в обеспечении сохранности индивидуальных приборов учета тепловой энергии, их своевременной замене и надлежащей эксплуатации, требует поддержки и поощрения, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.


Последние новости Тверской области по теме:
У любителей погреться за чужой счет наступят трудные времена

- Тверь
Конституционный Суд РФ (постановление от 10.07.2018 № 30-П) признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения,
19:23 12.07.2018 Государственная инспекция по ветеринарии
У любителей погреться за чужой счет наступят трудные времена - Тверь
Конституционный Суд РФ (постановление от 10.07.2018 № 30-П) признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения,
19:00 12.07.2018 Государственная жилищная инспекция
- Тверь
Конституционный Суд РФ (постановление от 10.07.2018 № 30-П) признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения,
18:40 12.07.2018 Министерство ЖКХ
 
По теме
Федеральным законом от 03.07.2018 № 191-ФЗ внесены изменения в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации",
05.07.2018
Федеральным законом от 03.07.2018 № 191-ФЗ внесены изменения в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации",
05.07.2018
 
 
По сообщению СМИ о падении фрагментов фасада крыши жилого дома на припаркованные автомобили организовано проведение доследственной проверки - Следственный комитет В ходе мониторинга средств массовой информации выявлена публикация, из содержания которой следует, что 19 сентября 2018 года на улице Новоторжской города Твери произошло обрушение части фасада крыши дома №5 со стороны двора.
20.09.2018
 
С наступлением холодов приближается начало нового отопительного сезона. Рост платежей за коммунальные услуги — явление сколь нежелательное для населения, столь и неотвратимое.
18.09.2018 Газета Старицкий Вестник
Финансирование мероприятий госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области» на 2016-2021 годы обсуждалось на совещании о региональном бюджете на 2019-й и плановый период 2020-2021 годов под рук
19.09.2018 Кимры Сегодня
По сообщению СМИ о падении фрагментов фасада крыши жилого дома на припаркованные автомобили организовано проведение доследственной проверки - Следственный комитет В ходе мониторинга средств массовой информации выявлена публикация, из содержания которой следует, что 19 сентября 2018 года на улице Новоторжской города Твери произошло обрушение части фасада крыши дома №5 со стороны двора.
20.09.2018 Следственный комитет
JPG Файл - УМВД Тверской области Сотрудники Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Тверской области совместно с наркополицейскими межмуниципального отдела МВД России «Торжокский» получили оперативную информацию о том,
20.09.2018 УМВД Тверской области
Под Удомлей лесовоз вылетел в кювет - Inform69.Ru Водитель тяжелого автомобиля не справился с управлением. ДТП произошло 19 сентября в 15.10 на 25 км автодороги Еремково–Тупики Удомельского городского округа Тверской области.
20.09.2018 Inform69.Ru
Ржевским межрайонным следственным отделом следственного управления СК РФ по Тверской области по результатам проведенной доследственной проверки по сообщению, выявленному в средствах массовой информации,
19.09.2018 Газета Старицкий Вестник
Мастерство волшебных рук - Газета Мой Край × В краеведческом музее развёрнута выставка изделий из кости. Птица, готовящаяся к взлёту, - и она прекрасна; лань, изящество линий которой поражает; павлины и ласточки, журавли и лебеди,
20.09.2018 Газета Мой Край
Памяти Николая Ивановича Мотузенко - Газета Старицкий Вестник Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный Дом культуры» глубоко скорбит по поводу смерти руководителя народного самодеятельного коллектива духового оркестра Николая Ивановича МОТУЗЕНКО и выражает искреннее со
20.09.2018 Газета Старицкий Вестник
Межмуниципальные соревнования по легкой атлетике «Мемориал почетного гражданина города Кимры А.В.Мылова» - Администрация г. Кимры 16 сентября на стадионе «Спутник» в третий раз состоялись соревнования по легкой атлетике «Мемориал почетного гражданина города Кимры А.В.Мылова».
20.09.2018 Администрация г. Кимры
15-16 сентября в Твери прошли международные соревнования по ездовому спорту — OSEННИЙ DRАЙВ — отборочные соревнования на Чемпионат Европы FISTC, которые состоятся 8-11 ноября в Чехии.
19.09.2018 Газета Старицкий Вестник
Закончилось лето. Приятный и беззаботный период для большинства детей и их родителей сменился муками выбора — в какие кружки или секции лучше пойти?
17.09.2018 Газета Старицкий Вестник
20 сентября в Твери представители ветеранских организаций областной столицы и районов области подвели итоги социально-значимого проекта «Активный возраст».
20.09.2018 Государственная инспекция по ветеринарии
19.09.2018 г. в 19.40 на ул. Октябрьская, в районе д. 62 п. Жарковский, Тверской области, 48-летний водитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, управлял а\м ВАЗ-11193, совершил наезд на 63-летнюю женщину-велосипедиста,
20.09.2018 R69.Ucoz.Ru