Куда приходит детство

Около 20 тысяч выпускников российских школ подали апелляцию на результаты единого госэкзамена 2008 года. Недовольные итоговой оценкой есть и в Тверской области. Школьники и их родители по-прежнему относятся к ЕГЭ с недоверием. Настороженность у них вызывают и другие эксперименты, которые сегодня активно проводятся в образовательной системе. Однако объективные результаты внедрения новых правил показывают, что отечественное образование все же движется в верном направлении. О том, какие еще перемены ждут тверские школы, ссузы и вузы, нашему еженедельнику рассказал руководитель департамента образования Тверской области Алексей Каспржак


— По итогам ЕГЭ 2008 го-да, результаты выпускни-ков тверских школ оказались выше, чем в среднем по России. А 9 школьников получили максимальную оценку — 100 баллов. Алексей Анатольевич, за счет чего работникам региональной системы образования удалось достичь такого успеха?

— Я бы не стал расценивать полученный результат как большой успех. Разумеется, в целом наш департамент и сотрудники системы образования Тверской области довольны таким итогом своей работы. Однако, по большому счету, то, что нам удалось добиться более высоких показателей, чем в прошлом году, говорит лишь об одном: ЕГЭ постепенно проникает в образовательную систему, и тестовые процедуры становятся привычными для школьников и преподавателей. Это вполне закономерный процесс. Вместе с тем остаются факторы, существенно ограничивающие наш оптимизм. К примеру, каждый пятый выпускник областных школ получил двойку за экзамен по математике. И это при том, что результаты ЕГЭ по этой дисциплине входят в число тех, которые превысили среднероссийский показатель. Есть и другой отрицательный момент, который снова проявился в экзаменационном процессе. Возможность добавления одного бала к неудовлетворительному результату, предусмотренная правилами проведения экзамена, привела к тому, что некоторые выпускники, зная, что тройку им поставят в любом случае, сдавали чистый лист. Это те недоработки системы ЕГЭ, над исправлением которых еще предстоит потрудиться. Однако я считаю, что в целом эксперимент с введением единого государственного экзамена удался и динамика развития этой системы, безусловно, положительная.

— Одна из главных задач ЕГЭ — облегчить поступление в вузы для абитуриентов. Однако сегодня количество бюджетных мест в российских университетах и институтах резко сокращается. Получается, что, с одной стороны, возможности получить высшее образование растут, с другой — сокращаются. Как это отразится на системе высшего образования, а вместе с тем и экономике страны?

— Замечу, что цель ЕГЭ заключается не столько в том, чтобы облегчить процедуру поступления в вузы, сколько в том, чтобы сделать ее максимально прозрачной и уравнять шансы абитуриентов. Надо сказать, что эту задачу система единого госэкзамена решает весьма успешно. Так, сегодня в Тверской области количество выпускников сельских и городских школ составляет примерно 25% и 75% от общего числа выпускников соответственно. За последние годы, во многом благодаря введению ЕГЭ, процент поступивших в высшие учебные заведения приблизился к этому соотношению, а значит, дети, живущие на окраинах региона, действительно получили равные шансы с абитуриентами областного центра. Что касается сокращения бюджетных мест в высших учебных заведениях, то, на мой взгляд, делать из этого проблему не стоит. Во-первых, контрольные цифры приема уменьшаются значительно медленнее, чем количество потенциальных студентов: сказывается спад рождаемости в 90-е годы. Не стоит забывать и о том, что начиная с 2000 года число поступивших в вузы ежегодно превышает количество выпускников школ. При этом многие из них, окончив высшее учебное заведение, не работают по специальности. И здесь возникает другая проблема, действительно опасная для экономики, — насыщение рынка труда специалистами с высшим образованием и дефицит рабочих кадров.

— Как же, на ваш взгляд, можно «вырастить» кадры, которые необходимы региональной экономике?

— Это очень сложный процесс. Причем речь в данном случае идет даже не об организационных мероприятиях и каких-либо изменениях в системе начального и среднего профессионального образования. Безусловно, образовательные учреждения этого профиля требуют модернизации и повышения конкурентоспособности предоставляемых услуг. Однако гораздо более серьезной проблемой, с моей точки зрения, является сегодняшнее отношение общества к рабочим специальностям. В массовом сознании сложился ряд мифов, развеять которые будет весьма непросто. Так, специалист, окончивший вуз, почему-то считается более успешным в жизни. Между тем, как показывает практика, хороший выпускник ссуза зачастую стоит на рынке труда значительно дороже среднестатистического экономиста или юриста. Кроме того, получение диплома о среднем профессиональном образовании вовсе не является последним этапом образовательного процесса. К примеру, если сварщик на заводе почувствует в себе силы и способности идти по карьерной лестнице дальше и захочет стать, скажем, заведующим производством, то у него всегда есть возможность обратиться к системе дополнительного образования. При этом руководители предприятий с гораздо большим удовольствием пойдут на повышение квалификации уже проверенного сотрудника, чем возьмут на хорошую должность специалиста с высшим образованием, не работавшего на производстве. На мой взгляд, именно эти мысли необходимо доносить до общественности, чтобы изменить ситуацию на рынке труда.

— В настоящее время определенные трудности существуют и в системе дошкольного образования. Впрочем, в ближайшем будущем ее также ждут перемены: в регионе уже разработан проект соответствующей программы. Что конкретно планируется изменить в этой сфере?

— Основная проблема системы дошкольного образования на сегодняшний день заключается в недостатке мест в детских садах. А потому главная задача региональной программы — обеспечить каждому ребенку в Тверской области возможность попасть в дошкольное учреждение. Для этого, прежде всего, планируется строить новые здания детских садов и реконструировать те помещения, которые ранее не использовались в системе образования. Важным фактором является и внутренняя обстановка в этих учреждениях: ребенок должен чувствовать себя в них, как дома, а для этого необходимо заниматься ремонтом и модернизацией материально-технической базы детских садов. Кроме того, важно мотивировать к качественной работе специалистов системы дошкольного образования. Сегодня областная администрация предлагает муниципалитетам новые модели оплаты труда, и, надеюсь, они будут приняты на местном уровне.

— Скоро в России будут введены новые стандарты образования. Уже с 1 сентября 2008 года планируется апробировать их в начальной школе, а позже — и в старших классах. В чем отличие новых образовательных стандартов от существующих?

— Прежде всего, изменяются требования к условиям предоставления образовательной услуги, к ее программам и результатам. Сегодня уже нельзя говорить о том, что итогом обучения в школе становится знание или незнание определенной номенклатуры понятий, норм, правил. Выпускник общеобразовательного учреждения должен, в первую очередь, быть подготовлен к жизни в современном обществе, получить необходимый для дальнейшего благоустройства социальный опыт. К сожалению, пока этого нет. Приведу простой пример. В каждой школе дети изучают иностранный язык, хорошо знают грамматические правила, но в жизни многие из них не могут построить элементарные фразы вроде «включите свет». Это и есть отсутствие проекции базовых знаний на реальность, которая сегодня столь необходима. Думаю, что введение новых образовательных стандартов позволит исправить этот недостаток.

— Образовательный процесс происходит и за пределами соответствующих учреждений, и сегодня государство стремится контролировать и эту его часть. Так, большой общественный резонанс вызвала Концепция духовно-нравственного воспитания детей, накладывающая запреты на многие привычные для современных подростков развлечения. Какой эффект, на ваш взгляд, дадут новые правила?

— Безусловно, в этой концепции есть рациональное зерно: все-таки ее разрабатывали достаточно компетентные люди. Однако такое количество запретов лично у меня вызывает весьма негативное отношение. Я считаю, что, если взрослые решили запретить что-то детям, им нужно начать с себя и, прежде всего, самим научиться следовать этим правилам. Дети не смогут адекватно воспринимать запрет, если на другие группы людей он не распространяется. Более того, эта концепция, по сути, построена на том, что современная молодежь изначально несовершенна и при этом виновна в своем несовершенстве. Некоторые представители старшего поколения почему-то считают, что сегодняшние дети хуже вчерашних, и пытаются сделать их такими, какими были сами. Но, на мой взгляд, это совершенно ни к чему. Наша молодежь другая — свободная, активная, со своим взглядом на мир и большими притязаниями к жизни. Мне кажется, именно такие дети должны стать основой будущего общества.

Юлия Андреева

 
По теме
Тверские вузы вошли во всероссийский «Навигатор абитуриента - 2018» - Тверская жизнь Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" обновил свой ежегодный интерактивный проект "Вузы России: навигатор абитуриента" , в котором собраны все данные для принятия решения о поступлении в вузы РФ.
17.04.2018
100 баллов для победы - Администрация г. Ржева 12 апреля 2018 года 120 выпускников школ города Ржева приняли участие во Всероссийской акции «100 баллов для победы», которая прошла в базовой школе —  МОУ СОШ №9 имени В.Т.Степанченко.
13.04.2018
При поддержке Министерства образования и науки РФ в сети Интернет на платформе resh.edu.ru создан образовательный портал «Российская электронная школа»,
06.04.2018
 
06.04.2018 | Школьники Тверского региона могут получить дополнительные знания в «Российской электронной школе» - Комитет по делам молодежи При поддержке Министерства образования и науки РФ в сети Интернет на платформе resh.edu.ru создан образовательный портал «Российская электронная школа»,
06.04.2018
06.04.2018 | Школьники Тверского региона могут получить дополнительные знания в «Российской электронной школе» - Государственная инспекция по ветеринарии При поддержке Министерства образования и науки РФ в сети Интернет на платформе resh.edu.ru создан образовательный портал «Российская электронная школа»,
06.04.2018
 
По данным следствия, днем 15 декабря 2017 года мужчина, ранее судимый за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, находясь на улице города Торжка,
21.08.2018 Тверской областной Суд
В городе Вышний Волочек пропал несовершеннолетний, проводится доследственная проверка - Следственный комитет 19 августа 2018 года в следственный отдел регионального Следственного комитета России поступило сообщение об исчезновении 15-летнего мальчика, который самовольно покинул детский оздоровительный лагерь «Чайка»,
20.08.2018 Следственный комитет
18 августа в д. Змеевы Горки Старицкого района найден мужчина, житель Москвы.
19.08.2018 Газета Старицкий Вестник
ЧЕРЕЗ ОКНО 6 августа в деревне Кадниково кто-то, отжав оконную раму, проник в дом и похитил электродрель, электролобзик, шуруповерт, бензопилу и пару угловых шлифовальных машинок.
17.08.2018 Кимры Сегодня
После того как 9 августа огнем был полностью уничтожен пустующий деревянный дом на ул.
17.08.2018 Кимры Сегодня
Памяти Бориса Федорова, Заслуженного художника Российской Федерации, мастера художественного стекла, графика и живописца - Тверская областная картинная галерея Сегодня, 20 августа 2018 года, исполнилось бы 70 лет со дня рождения замечательного тверского художника – мастера художественного стекла, графика и живописца Бориса Федорова… Бориса не стало несколько лет назад,
20.08.2018 Тверская областная картинная галерея
Евгения БОРИСОВА в творческом объединении «СТИХиЯ» знают как прозаика, давно и успешно создающего фантастические произведения.
18.08.2018 Газета Старицкий Вестник
«Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя,
17.08.2018 Тверская жизнь
Возможности НЕ ограничены! - Газета Старицкий Вестник Именно под таким девизом 15 августа в Ржеве прошла юбилейная V Спартакиада среди людей с ограниченными возможностями здоровья.
20.08.2018 Газета Старицкий Вестник
28 июня в Твери прошло открытое собрание областной федерации бокса. Наш город представляли тренеры Алексей Горшков, Равиль Жаферов и первый в Кимрах мастер спорта по боксу Николай Звонарев.
17.08.2018 Кимры Сегодня
В сентябре 2018 года в рамках туристического проекта «Усадебный экспресс» состоится поездка «Экоэлектрички» из Москвы в Центрально-лесной заповедник, расположенный в Тверской области.
20.08.2018 Государственная инспекция по ветеринарии
В Правительстве региона обсудили государственную программу «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области» на 2017-2022 годы - Кимры Сегодня 20 августа Губернатор Игорь Руденя провел совещание по вопросам актуализации госпрограмм Тверской области.
21.08.2018 Кимры Сегодня
18.08.2018 г. в 17.10 на ул. Шишкова в районе д.95б г.Твери, 52-летняя женщина-водитель, управляя а/м «ФОРД ФЬЮЖИН», при развороте вне перекрестка не пропустила Т/С, двигающиеся со встречного направления,
20.08.2018 R69.Ucoz.Ru
На территории обслуживания МО МВД России «Удомельский» сложилась неблагоприятная обстановка с дорожно-транспортными происшествиями с участием водителей транспортных средств находящихся в состоянии опьянения,
20.08.2018 Удомельский городской округ