Немногие помнят о том, что древнейший русский монастырь появился не там, где святой Владимир крестил Русь, а в почти тысяче верст от Киева, на берегу Тверцы, и основал его в далеком 1038 году, на 13 лет раньше Киево-Печерской лавры, преподобный Ефрем Новоторжский.
Здесь началось почитание русских святых
Первым храмом монастыря стала Борисоглебская церковь, в которой и был похоронен преподобный Ефрем после своей кончины 28 января (10 февраля) 1053 года.
Соратник святого князя
Слишком бойким во всех смыслах местом оказался Новый Торг – нынешний Торжок, выросший рядом с монастырем. Потому и Житие Ефрема Новоторжского, в силу разных исторических причин, дошло до нас в сильно измененном виде.
Известно, что родился он в 80-х годах Х века в Трансильвании, по национальности был угрин, то есть венгр, и служил, как и его братья Моисей и Георгий, ростовскому князю Борису, при котором состоял конюшим.
В 1015 году, защищая князя Бориса от посланных к нему убийц, погиб брат Ефрема Георгий. Его голову, обнаруженную на месте гибели, Ефрем хранил у себя всю жизнь и завещал похоронить себя вместе с ней. Вместе с головой Георгия и были обретены 11 июня 1572 года нетленные мощи святого Ефрема. Тогда же, в XVI веке, появилась новая редакция Жития Ефрема, заменившая сгоревшую в Твери в XIV веке древнюю рукопись.
Образование в 1576 году Тверского удела, в состав которого вошел Торжок, способствовало почитанию Ефрема, поскольку принявший титул великого князя Тверского Симеон Бекбулатович оказывал церквям и монастырям удела особое покровительство.
В XVII веке Житие еще раз было переработано. По-видимому, это было связано с событиями Смутного времени, когда интервенты разграбили Торжок и уцелел только монастырский Борисоглебский собор, где почивали мощи Ефрема, что было воспринято современниками как заступничество святого. В 1621 году по указанию патриарха Филарета (Романова) было установлено празднование памяти Ефрема в московском Успенском соборе 26 января, однако после смерти первосвятителя общецерковное празднование памяти Ефрема было отменено.
В 1893 году Тверской архиепископ Савва ходатайствовал об установлении общецерковного празднования памяти Новоторжских чудотворцев Ефрема и Аркадия, но окончательно оно было восстановлено только в 1979 году включением их имен в Собор тверских святых, по инициативе архиепископа Калининского и Кашинского Алексия (Коноплева).
Мощи же преподобного Ефрема были кощунственно вскрыты 5 февраля 1919 года, а в 1931-м изъяты из Борисоглебского собора. Их дальнейшая судьба пока остается неизвестной.
Шедевр новоторжского зодчего
Есть все основания полагать, что именно Ефрем Новоторжский был инициатором широкого почитания памяти первых русских святых князей Бориса и Глеба. И Борисоглебская церковь, с которой начался основанный Ефремом монастырь, стала первым храмом, им посвященным.
О том, как выглядела церковь XI века, в которой был погребен Ефрем Новоторжский, мы можем только догадываться. Но о том, что уже во 2-й половине XII века в Борисоглебском монастыре появился каменный собор, свидетельствуют данные археологических раскопок, проведенных в 1989 году.
Этот, безусловно, самый древний на тверской земле каменный храм к середине XVIII века сильно обветшал и по решению Священного синода в 1784 году был разобран. Новая соборная Борисоглебская церковь была заложена во время высочайшего проезда императрицы Екатерины II из Москвы в Санкт-Петербург. Первый камень в основание храма был положен ее собственными руками 9 июня 1785 года. И 11 июня 1796-го Борисоглебский собор, возведенный на средства, пожертвованные императрицей, был освящен. К этому событию императрица прислала ризы с епитрахилью из золотой парчи, одежды на все три престола и на жертвенник, а также покров на мощи Ефрема Новоторжского. Основателю обители был посвящен правый придел нового храма.
Борисоглебский собор в Торжке признан одной из вершин творчества великого русского зодчего, уроженца Новоторжского уезда Николая Львова. Разработанный при его проектировании тип церковного здания стал господствующим на следующем этапе развития классицизма. Применив в соборе схему крестово-купольного храма, Львов добился почти идеальной внешней кубовидности. Специалисты отмечают и то, как гармонично храм вписывается в ансамбль монастыря, и то, как удачно выбрано для него место. Собор поставлен так, что можно видеть сразу два фасада, создающие эффект монументальности. Западный и восточный фасады оформлены двухколонными портиками, а северный и южный - шестиколонными. Все колонны выполнены из белого старицкого камня. Благодаря такой планировке собор, увенчанный пятью главами, величественно смотрится со стороны города.
К сожалению, до настоящего времени из внутреннего убранства собора ничего не сохранилось. В советское время утрачены все иконы, в том числе 36 из 37 кисти Владимира Боровиковского. Лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской картинной галерее.
Восстановительные работы в соборе продолжаются по сей день.
Сергей ГЛУШКОВ, "Тверская жизнь"