Мы уже сообщали, что школьный музей боевой славы 31-ой армии, созданный патриотами этой тверской школы, является одним из лучших в Твери. Мы попросили самых сопричастных людей ответить на вопрос: почему в школе этим музеем занимаются и что он для них представляет?
Г.Б. Бардашева, директор СОШ №38:
– На встрече с представителями общественности в Краснодаре В.В. Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре … Это ответственность за свою страну и её будущее».
Военно-патриотическому воспитанию педагогический коллектив нашей школы уделяет большое внимание. Именно оно лежит в основе всех человеческих отношений. Это и любовь к месту, где родился и вырос, и уважение к традициям своего народа, к людям, которые подарили нам мирную жизнь, кто вырастил и воспитал – это все то, что формирует гражданскую позицию и основу личности.
В этом году стартовал новый проект «Дорогами войны», благодаря которому мы обрели много новых друзей – и не только ветеранов войны, но и взрослых и ребят из школ Емельяново, Некрасово, Больших Борков, Калининграда, Хмельницкого. У нас много единомышленников, с которыми мы планируем провести совместные мероприятия и акции, в том числе по благоустройству братских захоронений.
Мы стараемся привлекать к поисково-исследовательской работе не только учеников, но и родителей. Только совместными усилиями школы и семьи мы сможем добиться того, чтобы наши дети выросли настоящими патриотами своей страны.
Наша школа готова стать постоянно действующей рабочей площадкой по обмену опытом военно-патриотического воспитания на базе школьных музеев. Школьные музеи являются хранителями огромной информации по истории родного края, судеб местных жителей. Хотелось бы, чтобы всё это стало достоянием людей Тверской земли и других регионов.
Летом можно провести сборы или слеты представителей школьных музеев на базе одного из палаточных лагерей. Это обмен опытом, знакомство с такими же увлеченными людьми, совместные мероприятия и – новые планы на следующий год.
В.П. Смирнова, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьного музея боевой славы СОШ №38:
– Я не мыслю сегодняшний день нашей школы без музея. Такая история собрана! Причем поколениями наших учеников и их родителей в том числе. Мы храним некоторые семейные реликвии участников боевых действий 31-ой армии. Мы ведем переписку и встречаемся уже с детьми и внуками тех, кто воевал за освобождение Калинина. И, конечно, мы внимательны к тем ветеранам, которые живы, стараемся оказывать им внимание, пускай даже весьма скромное. Но оно им очень дорого. Когда наши ребята на день Победы или еще какой-то значимый праздник приходят к ним домой, у ветеранов поднимается настроение!
Мы начали работу по созданию еще одного музея в школе – на сей раз краеведческого направления. Уже собраны элементы домашней утвари с предметами быта, которые неведомы нашим ученикам. Задавая вопросы, они углубляются в поиски ответов на них и еще лучше узнают историю своей страны.
Д.И. Новиков, преподаватель истории СОШ №38:
– Работа учителем истории в школе – мой осознанный выбор. К этому я пришел не сразу, сначала познал жизненные «университеты», работая электромонтером на железной дороге, затем участвовал в боевых действиях второй Чеченской кампании... А потом пошел заочно учиться на исторический факультет ТГУ. К сожалению, семейные обстоятельства не позволяли это сделать сразу после окончания школы, зато мой первый учебный год в этой богатой традициями школе очень много для меня открыл. Я встретил здесь удивительно творческих и заинтересованных людей – Учителей с большой буквы. Стараюсь соответствовать их высоким требованиям по ведению учебной и воспитательной работы среди учеников вверенных мне 5-7 классов.
Уроки истории порой превращаются в творческую лабораторию, когда мы вместе с учениками ищем ответы на вопросы «Зачем читать книги, когда есть компьютер», «Почему лучше быть тружеником, чем бездарностью», «Почему не может быть плохой национальности». И, конечно, на моих уроках не обходится без поиска ответа на вопрос – за что мы любим свою семью, свою Родину. Уроки истории, проходящие в помещении школьного музея, создают особую рабочую атмосферу, дисциплинируют. Здесь не портят столы и стулья, здесь ни у кого не поднимается рука мусорить. На мой взгляд, именно с этого начинается патриотическое воспитание школьников. Буду стараться продолжать славные традиции своей школы.
От автора. А мы вместе с читателями нашей газеты будем и в дальнейшем следить за развитием поднятой темы о роли и месте школьных музеев в вопросах патриотического воспитания детей и молодежи.
Лариса Смирнова